Нет необходимости строить автодороги ко всем населенным пунктам в сельской местности. Такое малоприятное для деревенских жителей заявление сделал Игорь Старыгин, генеральный директор Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами (РАДОР).
Как на транспортном форуме искали аргументы в пользу светлого будущего сельских дорог
Нет необходимости строить автодороги ко всем населенным пунктам в сельской местности. Такое малоприятное для деревенских жителей заявление сделал Игорь Старыгин, генеральный директор Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами (РАДОР). Утешает, что не все были согласны с выступавшим. На круглом столе «Сельские автомобильные дороги. Дороги с низкой интенсивностью движения автомобильного транспорта» в рамках V Международного форума «Транспорт Сибири» разгорелась дискуссия.
По мнению главы РАДОР, дороги нужно строить только к тем деревням и поселкам, которые дают необходимую отдачу в экономике. Впрочем, пояснил эксперт, окончательное решение должны принимать на местах. В своем докладе Старыгин рассказал о «проблемах и перспективах обеспечения населения, проживающего в сельской местности, подъездами по автомобильным дорогам с твердым покрытием».
Ноток оптимизма в этом выступлении не было. Видимо, малым населенным пунктам, где проживают люди преимущественно пенсионного возраста и от которых нет «отдачи в экономике», в плане строительства дорог надеяться не на что. Некую надежду дает идея оптимизации затрат на строительство автомобильных дорог «с низкой интенсивностью движения» (по которым проезжает не более 400 машин в сутки).
А может, просто их удешевить?
Оптимизировать затраты может помочь свод правил «Проектирование и строительство автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения», разработанный ФАУ «РосдорНИИ». Ученые считают, что действующие нормы проектирования предъявляют к геометрическим параметрам и прочности сельских дорог высокие требования, что приводит к удорожанию их строительства. По мнению начальника отдела проектирования ФАУ «РосдорНИИ» Александра Кулижникова, новые правила помогут сократить затраты, не потеряв в качестве.
Однако упомянутый свод правил, как выяснилось на круглом столе, носит рекомендательный характер, а время идет. Один из экспертов даже высказал мнение, что при нынешней стоимости и темпах строительства сельских дорог для достижения результата потребуется не менее тысячи (!) лет...
Короткое лето виновато…
Между тем «сельские дороги олицетворяют здоровье нации». Именно с этой цитаты американского президента Джона Кеннеди начал свое выступление заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Евгений Раков. Он напомнил, что из 419 населенных пунктов нашего региона 226 не имеют устойчивого транспортного сообщения с железнодорожными и областными центрами.
Большинство сельских автомобильных дорог в области построены в 70–80-е годы прошлого века. В СССР дорожную сеть содержали в рабочем состоянии, однако с начала 90-х годов сроки ремонта стали серьезно нарушаться, что привело к износу покрытия.
Но даже в нынешних условиях, при недостатке финансовых средств, можно оптимизировать процесс ремонта и строительства сельских дорог. По мнению Евгения Ракова, для этого необходимо пересмотреть сроки торгов и подписания контрактов с учетом специфики дорожного строительства в жестких сибирских условиях, что позволит приступать к работе раньше — весной или в начале лета.
— Строя один километр подъезда к населенному пункту в осенний период, поскольку торги проходят поздно, мы при доставке транспортом стройматериалов порой разрушаем до 30 километров дорог, которые подходят к этому километру, — сетует Евгений Раков. — А весной техника стоит. Если бы подрядные организации имели долгосрочные контракты, то, не разрушая дорожного полотна, можно было бы привозить строительные материалы и делать запасы в зимний период. Это поможет обеспечить работой карьеры. Своевременная доставка материалов зимой позволит приступать к работе в мае и с хорошим качеством все эти объекты сдавать.
Евгений Раков призывает попытаться внести изменения в Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Речь идет об участниках торгов. По мнению чиновника, те организации, которые впервые приходят на рынок дорожного строительства, должны вначале накопить опыт, работая на позиции субподряда в течение четырех-пяти лет, чтобы потом получить возможность выдвигаться на аукцион, имея свою производственную базу, кадры и технику.
Игра на снижение выбивает
Особый вопрос — игра на снижение во время аукционов в рамках Федерального закона № 44. Евгений Раков уверен, что «вся подготовленная документация по дорожно-строительным работам прошла экспертизу, в том числе и федеральные расценки, по которым рассчитывают стоимость стройматериалов, зарплату и прочее».
При снижении на аукционе стоимости дорожных работ до 40 процентов организация либо нарушает технологию строительства, либо использует материалы низкого качества. От этого страдает качество выполняемых работ.
— Сейчас, если предъявить жесткие требования к подрядной организации, которая нарушает технологии строительства, она просто уходит с объекта,— говорит Евгений Раков.
Из сказанного становится ясно, что при всем желании только силами правительства Новосибирской области задачу строительства сельских дорог не решить. Все зависит от быстрых и эффективных решений на федеральном уровне. И, если верить Джону Кеннеди и оценить состояние наших сельских дорог, медлить нельзя, так как «здоровье нации» действительно под угрозой.
Фёдор Николаев, председатель комитета Законодательного собрания по транспортной, промышленной и информационной политике:
— Для нас важен опыт решения этой проблемы в других областях России. С 1 сентября на территории стран Таможенного союза вступают в силу новые правила технического регулирования. Будут меняться почти 180 действующих стандартов, и это не просто изменения — мы принимаем новую философию. Этот вопрос также будет обсуждаться на «АвтоСибе». На состоявшемся в Ярославле заседании Госсовета приняты важные решения, которые позволят увеличить региональные дорожные фонды. Рассчитываем, что в Новосибирскую область может дополнительно поступить из бюджета 400–500 миллионов рублей, которые будут направлены на ремонт дорог.
Опубликовано в газете "Советская Сибирь" №23 от 8 июня 2016 г.