- Траншеекопатель - это военная машина, которая окопы роет. Впереди стояла большая мехлопата. Все это срезали, изготовили танк, - рассказывает конструктор Максим Свекла.
Это самый массовый советский танк. Во время Великой Отечественной крупносерийное производство «тридцатьчетверок» развернули на заводах Урала и Сибири. В годы войны с конвейеров сошли 52 тысячи боевых машин.
На этом танке установлен 12-ти цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель максимальной мощностью 500 лошадиных сил. Из-за несовершенства системы охлаждения, особенно летом, при температуре +21, +23 градуса на предельных режимах он быстро перегревался. И в результате танк выходил из строя. В таких ситуациях экипажи бросали машины и присоединялись к пехоте. Тратить время на ремонт, значит, быть легкой мишенью. Проблему с надежностью двигателя частично решили к концу войны. Появились новые модификации «тридцатьчетверки». По словам экспертов, у этих танков были оптимальные характеристики для боевых действий - скорость, маневренность, хорошее вооружение. Умельцы из Большого Оеша сконструировали легендарную технику всего за полтора месяца втроем - автоэлектрик (он делал проводку), сварщик и резчик по металлу.
Для опытного Владимира Ярошкевича это далеко не первая машина. В своем гараже он собирал американский «Шерман» и немецкий Т-4.
- Мне дают чертежи, и я начинаю резать, потом выдаю командиру. Он пристраивает детали, приходится что-то подрезать, и получается танк. Самый простой - это угловатый немецкий Т-4. В нем нет каких-то плавных переходов, поэтому легко собирается, - рассказывает резчик по металлу Владислав Ярошкевич.
Т-34 пока не на ходу - не хватает балансира и одного катка. Мастера ищут запчасти по всей России. В том числе, на Шиловском полигоне, в ремонтных батальонах и мастерских. Эту технику ждут 60-ти градусные морозы: из Новосибирска танк отправится в Якутию вместе с «Катюшей» и пушкой ЗИС-5. Станет экспонатом на алее памяти героев Великой Отечественной.