Чтобы разгадать тайны создания петроглифов, ученые применили трасологический метод, сообщает издание «Наука в Сибири». Он помогает анализировать следы, которые оставлены при создании изображений.
Для нанесения петроглифов тагарской археологической культуры применялись бронзовые орудия универсальных форм. Некоторые из них сейчас хранятся в Минусинском краеведческом музее имени Мартьянова, установили исследователи.
Рабочий край этих инструментов был остроконечный или в виде зубильного лезвия. Само орудие было либо цельнометаллическое, либо втульчатое, с деревянной рукоятью, параллельной продольной оси инструмента, рассказал младший научный сотрудник лаборатории цифровой археологии Института археологии и этнографии СО РАН Роман Давыдов.
Инструменты эти были универсальными и могли выполнять разные функции, уточняют ученые. «Это говорит о том, что, вероятно, не существовало специальных инструментов только для выбивки на скалах, так как подобные изображения создавались не так часто, чтобы требовались специализированные орудия», – сообщает «Наука в Сибири».
Ранее мы писали о том, как художник из Новосибирска спасал петроглифы на Алтае. Он накладывал на изображения ткань и делал оттиски с помощью акриловой краски.
При этом каждый год в Сибири находятся не желающие спасти наследие предков, а желающие создать на скалах «что-то новенькое». В июле 2024 в Горном Алтае опять поймали очередных любителей «наскальной живописи», ими оказались приезжие из Новосибирска. Роли разлетелся по соцсетям: вандалов забросали гневными комментариями.
Тайну создания петроглифов раскрыли ученые Новосибирска
25.07.2024
Специалисты исследовали орудия, найденные в Минусинской котловине, расположенной между горными системами Южной Сибири, и выяснили, чем создавались наскальные изображения две тысячи лет назад.