С 1 июля 2017 года вступает в силу норма федерального закона №171 о запрете продажи спиртного в пластиковой таре объемом свыше 1,5 литра. Ранее, с 1 января этого года, вступил в силу запрет на производство такой продукции.
Редакция VN.ru решила выяснить, насколько магазины Новосибирска готовы к новым ограничениям.
– Мы с 1 июля не будем продавать пиво в трехлитровой таре. Только по полтора литра, не больше, – рассказывает продавец магазина «Хмель и Солод» Евгения. – Сегодня в последний раз заказали большие бутылки, больше их заказывать не будем.
В сети «Пивная лавка» за несколько дней до 1 июля уже начали предупреждать постоянных покупателей.
– Нас предупредили, что с 1 июля в трехлитровых бутылках не продаем. Начали предупреждать покупателей. Реагируют нормально. Говорят, что теперь зато не будут ручки отрываться у бутылок, – отвечает продавец-кассир Татьяна.
Стоимость 3-литровой ПЭТ-тары 11 рублей, а 1,5 литровой - 9 рублей. Получается, при покупке трех литров пива теперь придется переплачивать еще и 7 рублей за пластиковые бутылки.
В пользу ограничения продажи пива в трехлитровой таре есть несколько серьезных аргументов. Это дешевизна пива в ПЭТ-таре, что повышает доступность этого напитка, в первую очередь, для молодежи. Кроме того, использование ПЭТ-тары, которая «выдувается» на специальном оборудовании непосредственно на пивном предприятии, позволяет производителям более свободно манипулировать с отчетностью в надзорные органы по объемам выпуска продукции в различной таре и, тем самым, уходить от уплаты акцизов. По приблизительным оценкам, потери бюджета могут достигать десятков миллиардов рублей. Кроме того, под воздействием этанола из пластиковой упаковки начинает выделяться токсичный дибутилфталат. Это яд, который влияет на центральную нервную систему, может вызвать токсичный гепатит и снижает иммунитет. К слову, за рубежом используются другие ПЭТ-материалы, а Казахстан даже полностью запретил продажу спиртного в ПЭТ-таре.
– Появление в последние годы относительно дешевого оборудования по розливу пива без образования пены сделало этот бизнес прибыльным, и «разливашки», как грибы после дождя, открываются по всей стране в жилых кварталах, – комментирует VN.ru главный трезвенник Новосибирска, председатель совета ИМЦ «Трезвый город» Сергей Крупенько. – Новосибирск, например, занимает здесь лидирующие позиции – по показателю специализированных точек по продаже пива на 100 тыс. человек населения – 59. Для полутора миллионного города – это почти 900 только специализированных пивных точек, не считая прочих продуктовых магазинов и алкомаркетов.