VN.RU - Сергей Сергеевич, какой уровень цифрового развития и цифровизации у Новосибирской области на сегодняшний день, на каких позициях мы находимся?
Сергей Цукарь - Первое, что хочу отметить – по доступности интернета и по обеспеченности населения доступом к широкополосному интернету Новосибирская область занимает первое место среди регионов России. Кроме того, второй год подряд мы входим в десятку регионов-лидеров по качеству оказания услуг в электронном виде. По уровню цифровизации и по показателю удобства сервисов для людей Новосибирская область занимает 6 место в стране. Конечно, нам еще есть к чему стремиться, но по совокупности всех результатов цифровизации можно уверенно сказать, что у Новосибирской области высокий уровень цифрового развития.
- Какие планы по развитию государственных электронных цифровых сервисов поставлены на 2022 год? С какими цифровым суперсервисами планируется интеграция до конца года?
Сергей Цукарь - Сейчас идет активная цифровизация в сфере здравоохранения и образования. В ближайшее время мы планируем запустить цифровой сервис по работе скорой помощи. У жителей появится возможность отслеживать маршрут бригады скорой помощи, информировать о совершенном вызове. Для самих бригад предусмотрено оснащение планшетами, чтобы на месте оперативно заполнить всю необходимую информацию о пациенте и не терять время на переписывание бумаг. Информация уже будет прикреплена к цифровой карте пациента. Стоит отметить, что в Новосибирской области уже более трех с половиной миллионов электронных медицинских карт.
Сейчас идет работа по большому проекту в образовании. Буквально на днях принят документ по интеграции ГИС НСО «Электронная школа» с ФГИС (федеральная государственная информационная система – прим. ред.) «Моя школа». В ходе интеграции на портале Госуслуг появится раздел «Мое образование», аналогичный разделу «Мое здоровье», где собрана вся информация о здоровье человека, медицинская карта со всеми актуальными результатами медицинских обследований. В разделе «Мое образование» будет объединен контент для учащихся, учителей и родителей: данные электронного дневника, доступ к проверенным и верифицированным образовательным онлайн-курсам. Уже к первому сентября 2022 года данный сервис будет интегрирован с порталом Госуслуг, а с первого января 2023 году все регионы уже должны быть интегрированы с федеральной системой «Моя школа».
- Цифровые решения позволяют гражданам не только получать услуги в цифровом формате для своей повседневной жизни, но и принимать активное онлайн-участие в жизни региона. Насколько востребованной оказалась площадка «Электронная демократия»?
Сергей Цукарь - Интерес к электронным сервисам со стороны населения вырос кратно в период пандемии и с тех пор не снижается, что не может не радовать. Растет количество обращений в государственные учреждения и ведомства через электронные сервисы – люди поняли, насколько это удобно, и активно пользуются цифровыми сервисами, в том числе, порталом «Электронная демократия Новосибирской области». Сервис предназначен для проведения общественных обсуждений, независимой экспертизы нормативно-правовых документов, проектов градостроительной документации. Площадка позволяет выразить свое мнение по тому или иному документу в дистанционном онлайн формате, не нужно никуда идти, организовывать очные собрания. Для проведения антикоррупционной экспертизы в публичном доступе размещено более 11,5 тысяч проектов, для проведения оценки регулирующего воздействия (корректировка законодательства с учетом мнения предпринимателей – прим. ред.) – около 1300 проектов. Для организации и проведения общественных обсуждений проектов муниципальных образований создан раздел «Градостроительная документация», на текущий момент в нем более 2 000 проектов.
- Какая основная функция министерства цифрового развития в работе данной площадки?
Сергей Цукарь: Основная задача министерства цифрового развития – в осуществлении технической поддержки функционирования площадки, а все, что касается уже обсуждения того или иного проекта, документов, правил и сроков рассмотрения – это уже ответственность инициаторов проекта. Наша ответственность – чтобы портал работал, а также защитить его от хакерских атак, а их сейчас очень много.
- И как раз к вопросу о хакерских атаках, сила и количество которых выросли кратно с начала спецоперации по освобождению республик Донбасса. Как министерство выстраивает сейчас киберзащиту государственных интернет-ресурсов?
Сергей Цукарь - С конца февраля и начала марта мы наблюдаем кратный рост DDoS атак (хакерских атак – прим. ред.). С начала года мы зафиксировали уже порядка трехсот тысяч атак на цифровую инфраструктуру региона, как правительственных ресурсов, так и системных направлений деятельности, образовательных учреждений, судов, мфц.
Правительством региона создан оперативный штаб по противодействию кибератакам. Мы осуществляем ежедневный мониторинг ситуации и оперативное реагирование. Что можно было оперативно заменить в части оборудования для цифровой инфраструктуры – заменили на отечественное, более того, созданное новосибирской компанией. Но основная сложность в части противостояния хакерам заключается в том, что невозможно определить их местоположение, чтобы привлечь к ответственности, все атаки режиссируются из-за рубежа и осуществляются через распределенные ресурсы.
В случае выявления в работе цифровых сервисов региона нарушений, связанных с действиями третьих лиц, информация об этом незамедлительно направляется в органы охраны правопорядка.
- Хакерские атаки – это своего рода глобальное зло, которому противостоят государственные структуры, а простым гражданам, особенно пожилого возраста, в ежедневном формате приходится сталкиваться с кибермошенниками. В последнее время появляется информация об утечке персональных данных, какие простые правила защиты своих данных вы можете рекомендовать гражданам, в том числе старшего поколения?
Сергей Цукарь – Вы правы, в зоне риска в первую очередь люди пенсионного возраста, поэтому рекомендую новосибирцам позаботиться о своих пожилых близких и помочь им с настройками безопасности цифровых сервисов. В случае обнаружения подозрительной активности в своем профиле нужно обращаться в компетентные органы. Чтобы этого не допустить, в век цифровых технологий, когда мы активно используем электронные способы взаимодействия с государством, нужно ввести в привычку соблюдение простых правил «цифровой» гигиены. Во-первых, не передавайте логины и пароли от своих профилей, в том числе от Личного кабинета на Госуслугах, третьим лицам, даже если они вызывают у вас доверие. Второе – меняйте логины и пароли сервисов раз в квартал. В-третьих, установите двухфакторную защиту. На портале Госуслуг это можно сделать в разделе «Настройки», во вкладке «Безопасность». Она значительно повысит защищенность учетной записи. Еще такой лайфхак – на портале Госуслуг, в своем Личном кабинете в разделе «Безопасность» можно проверить, с какого устройства и когда заходили в аккаунт, там фиксируются все IP-адреса, с которых осуществлялся вход. И если обнаружите, что порталом пользовались не вы, необходимо обратиться в правоохранительные органы.