Рейс из Мирного в Новосибирск. Большинство пассажиров не подозревают, что и сам рейс, и самолет - особенные. Пролет над полосой без посадки - покрасоваться для камер - тоже сюрприз.
Ту-154М выруливает на стоянку. В этот раз не «крайние», как говорят в авиации, а именно «последние» минуты работы двигателей - и они умолкают навсегда.
- Я понял, мы специально вот так над полосой пролетели? - спрашивает пассажир рейса Мирный-Новосибирск Владимир Павленков.
- Совершенно верно. Понравилось?
- Очень!
А вот посадка, сделавшая самолет и его пилотов знаменитыми, была не такой гладкой. 7 сентября 2010 года на этом самолете отказала электрика, замолкли топливные насосы. Под крылом как в песне - зеленое море тайги. Единственный аэродром поблизости - заброшенный в селе Ижма. И чудо - оказалось, сторож Сергей Сотников по своей инициативе держал полосу расчищенной - будто знал, что однажды она пригодится. Далее Ту-154М выкатился в лес, переломал деревья, завяз в грязи, но скоро его вернули в строй. Вот какой запас прочности был раньше у наших пассажирских самолетов. Все причастные стали известны на всю страну, летчики получили Героев России, самолет - имя собственное «Ижма», а история попала в фильм «Елки-2».
Садились действительно «по стакану» - авиагоризонт отказал, и понять, какой крен и тангаж, можно было лишь таким способом. На актера Петренко, правда, настоящий первый пилот Ту-154М совсем не похож, да и садились, к счастью, не ночью, а днем - иначе не стояли бы здесь ни этот самолет, ни этот летчик.
«Сердце колотится. Если бы мне сейчас в рейс, то меня бы медосмотр не допустил, так сильно сердце бьется. Я же на этом самолете пролетал 20 лет», - рассказал пилот Евгений Новоселов. Он уже два года как пересел за штурвал «Боинга», но признается: не то. На 737-м - два человека в кабине, а на Ту - четверо: вот это настоящий экипаж! А вот второй пилот легендарной «Ижмы» Андрей Ломанов и привел «тушку» на вечную стоянку: «Это все в душе, личное, просто так не расскажешь. Но невеселое настроение... Единственная радость, что самолет не сдадут в металлолом, не распилят, он останется на память всем людям.
Натруженные шасси последний раз коснулись летного поля и больше от него не оторвутся. После 28 лет эксплуатации самолет останется навечно здесь, в Толмачево, но пилоты единодушны: это самая лучшая для него судьба. Не быть разрезанным на металл, а еще долгие-долгие годы радовать всех, кто сюда будет приходить.
Самолет имел полное право остаться в Мирном - там порт приписки, но решили все-таки у нас. Так его увидят гораздо больше людей - пятый аэропорт страны.
«Самолет займет место на привокзальной площади, рядом с Ил-86. Этот самолет будет открыт для всех желающих. Видеть его можно будет 24 часа в сутки, и по определенным часам мы будем открывать его», - говорит генеральный директор аэропорта Евгений Янкилевич.
Первые желающие оккупируют салон, не дожидаясь будущих экскурсий. Разбирают на память инструкции по безопасности - это уже раритет.
Теплый и ламповый - сейчас таких самолетов уже не делают. Здесь даже запах не такой, как в эйрбасах и боингах. Пожалуй, именно так пахнет настоящая советская гражданская авиация.
Чтобы ощутить этот дух, в Мирный специально отправились авиатуристы со всей Европы. Якутия их не испугала: фанаты не могли упустить последний шанс прокатиться на легендарном «тушканчике».
«Всю последнюю неделю я в России исключительно из-за вот этого красавца. Последняя возможность полетать на экзотическом самолете. Боже мой, это случилось!», «Ту-154М великий самолет, особенная марка, и мне впервые удалось полетать на этом «лейбле»! Первый раз я увидел Ту-154, когда мне было 4 года, в небе над Цюрихом, и с тех пор я мечтал попасть на борт», - делятся впечатлениями иностранные туристы.
Теперь небе страны остался лишь один гражданский Ту-154, в эксплуатации той же авиакомпании «Алроса». Эпоха уходит, поймать ее за хвост можно, отправившись из Новосибирска в Полярный или в Москву: ветеран доживает век на этих маршрутах.
Комментарии