Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Ту-154М, который сажали «по стакану» в тайге, прилетел в Толмачево

02.10.2018
Алексей Гамзов, ОТС
Легенда отечественной авиации реактивный Ту-154М прибыл на вечную стоянку в Новосибирск. Кадр из телесюжета «Новости ОТС»
Лайнер с уникальными характеристиками, легенда отечественной авиации реактивный Ту-154М прибыл на вечную стоянку в Новосибирск. Именно этот самолет несколько лет назад летчики смогли на маленьком таежном аэродроме посадить не по приборам, а «по стакану». Эта история легла в основу яркого эпизода в фильме «Елки-2».

Рейс из Мирного в Новосибирск. Большинство пассажиров не подозревают, что и сам рейс, и самолет - особенные. Пролет над полосой без посадки - покрасоваться для камер - тоже сюрприз.

Ту-154М выруливает на стоянку. В этот раз не «крайние», как говорят в авиации, а именно «последние» минуты работы двигателей - и они умолкают навсегда.

- Я понял, мы специально вот так над полосой пролетели? - спрашивает пассажир рейса Мирный-Новосибирск Владимир Павленков.

- Совершенно верно. Понравилось?

- Очень!

А вот посадка, сделавшая самолет и его пилотов знаменитыми, была не такой гладкой. 7 сентября 2010 года на этом самолете отказала электрика, замолкли топливные насосы. Под крылом как в песне - зеленое море тайги. Единственный аэродром поблизости - заброшенный в селе Ижма. И чудо - оказалось, сторож Сергей Сотников по своей инициативе держал полосу расчищенной - будто знал, что однажды она пригодится. Далее Ту-154М выкатился в лес, переломал деревья, завяз в грязи, но скоро его вернули в строй. Вот какой запас прочности был раньше у наших пассажирских самолетов. Все причастные стали известны на всю страну, летчики получили Героев России, самолет - имя собственное «Ижма», а история попала в фильм «Елки-2».

Садились действительно «по стакану» - авиагоризонт отказал, и понять, какой крен и тангаж, можно было лишь таким способом. На актера Петренко, правда, настоящий первый пилот Ту-154М совсем не похож, да и садились, к счастью, не ночью, а днем - иначе не стояли бы здесь ни этот самолет, ни этот летчик.

«Сердце колотится. Если бы мне сейчас в рейс, то меня бы медосмотр не допустил, так сильно сердце бьется. Я же на этом самолете пролетал 20 лет», - рассказал пилот Евгений Новоселов.  Он уже два года как пересел за штурвал «Боинга», но признается: не то. На 737-м - два человека в кабине, а на Ту - четверо: вот это настоящий экипаж! А вот второй пилот легендарной «Ижмы» Андрей Ломанов и привел «тушку» на вечную стоянку: «Это все в душе, личное, просто так не расскажешь. Но невеселое настроение... Единственная радость, что самолет не сдадут в металлолом, не распилят, он останется на память всем людям.

Натруженные шасси последний раз коснулись летного поля и больше от него не оторвутся. После 28 лет эксплуатации самолет останется навечно здесь, в Толмачево, но пилоты единодушны: это самая лучшая для него судьба. Не быть разрезанным на металл, а еще долгие-долгие годы радовать всех, кто сюда будет приходить.

Самолет имел полное право остаться в Мирном - там порт приписки, но решили все-таки у нас. Так его увидят гораздо больше людей - пятый аэропорт страны.

«Самолет займет место на привокзальной площади, рядом с Ил-86. Этот самолет будет открыт для всех желающих. Видеть его можно будет 24 часа в сутки, и по определенным часам мы будем открывать его», - говорит генеральный директор аэропорта Евгений Янкилевич.

Первые желающие оккупируют салон, не дожидаясь будущих экскурсий. Разбирают на память инструкции по безопасности - это уже раритет.

Теплый и ламповый - сейчас таких самолетов уже не делают. Здесь даже запах не такой, как в эйрбасах и боингах. Пожалуй, именно так пахнет настоящая советская гражданская авиация.

Чтобы ощутить этот дух, в Мирный специально отправились авиатуристы со всей Европы. Якутия их не испугала: фанаты не могли упустить последний шанс прокатиться на легендарном «тушканчике».

«Всю последнюю неделю я в России исключительно из-за вот этого красавца. Последняя возможность полетать на экзотическом самолете. Боже мой, это случилось!», «Ту-154М великий самолет, особенная марка, и мне впервые удалось полетать на этом «лейбле»! Первый раз я увидел Ту-154, когда мне было 4 года, в небе над Цюрихом, и с тех пор я мечтал попасть на борт», - делятся впечатлениями иностранные туристы.

Теперь небе страны остался лишь один гражданский Ту-154, в эксплуатации той же авиакомпании «Алроса». Эпоха уходит, поймать ее за хвост можно, отправившись из Новосибирска в Полярный или в Москву: ветеран доживает век на этих маршрутах.

Все выпуски новостей телеканала ОТС, а также программы «Итоги Недели», «ПАТРИОТ», «Экстренный вызов», «Пешком по Новосибирской области», «ДПС – Дорога. Перекресток. Судьба», «От первого лица» выложены на сайте YouTube.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Комментарии
Пупа 08:54:42 11.10.2018
Что удивительного? Он из Домодедово летает регулярно, ак Алроса...
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
Рейд по торговым центрам прошел в Новосибирске. Инспекторы проверяли, как соблюдают последние предписания губернатора. А именно, закрыты ли фуд-корты, кинотеатры и другие места массового скопления людей.
Микроминиатюрист Владимир Анискин сделал деревянную ложку, которая помещается в игольном ушке. Мастер готовит документы для книги рекордов Гиннеса, чтобы официально зафиксировать свое достижение.
Кому и что полагается от государства, в обязательном порядке начнут рассказывать гражданам РФ. Закон об этом вступает в силу 1 декабря. Актуальную информацию о полагающихся выплатах, пособиях или льготах можно будет увидеть в личном кабинете на портале Госуслуги. Нововведение полноценно заработает до конца этого года.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год