Новосибирск -7 °C
  1. ОБЩЕСТВО
  2. Мнения

Весенняя пыль: почему нет замены песко-соляной смеси?

Весенняя пыль: почему нет замены песко-соляной смеси?
Уровень запыленности в городе действительно высокий. Фото Аркадия Уварова
Каждую весну город погружается в облака пыли – это одна из основных проблем Новосибирска. Как с ней справляются в других городах Сибири? Есть ли примеры мирового опыта борьбы с пылью, например, в странах Скандинавии? Пути решения этой проблемы пытались найти участники заседания Совета по вопросам рационального природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при губернаторе Новосибирской области.

«Реализация природоохранной деятельности на территории города Новосибирска в рамках года экологии» - с таким докладом выступила начальник отдела охраны окружающей среды департамента энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по вопросам реализации природоохранной деятельности на территории города Новосибирска Мария Сидорова.

Во время обсуждения доклада среди участников заседания возникла полемика вокруг проблемы весеннего запыления города после таяния снега. В качестве примера образцового содержания города был приведен Душанбе, а также опыт борьбы с весенней пылью в Швеции и Норвегии.    

- Пыль на улицах образуется как следствие обработки дорог песко-соляной смесью во время зимнего сезона, - напомнила Мария Сидорова. – Уровень запыленности действительно высокий. Помимо песко-соляной смеси, пыль выносится вместе с почвами с газонов.

Начальник отдела охраны окружающей среды пояснила, что уборка дорог в городе начинается только с наступлением стабильной положительной температуры воздуха. Коммунальщики не могут выводить уборочную технику на улицы, когда в городе еще бывают ночные заморозки, а техника использует воду для очистки улиц от грязи. Если же спецтехника выйдет на ночные улицы раньше положенного срока, то на следующее утро в городе произойдет транспортный коллапс. Мария Сидорова напомнила участникам заседания, что сравнение Новосибирска с Душанбе нельзя считать корректным, так как города находятся в разных климатических зонах. По ее мнению, пыль в Новосибирске скоро должна исчезнуть, так как скоро начнет расти трава, зелень будет сдерживать почву на газонах, уйдут заморозки и коммунальные службы выйдут на уборку улиц.

Напомним, что в зимний период дорогам города необходимо около 20 тысяч тонн соли и почти 70 тысяч тонн песка. Об этом накануне минувшей зимы сообщал VN.ru. Технология приготовления технического реагента основана на послойном замешивании песко-соляной смеси. Накануне зимы 2016-2017 коммунальщики изменили концентрацию хлоридов. Если в прошлом году использовали шесть процентов соли, то в этом уже десять. При этом заказ  на производство песко-соляной смеси вырос почти на десять тысяч тонн. То есть, масштабы использования данной смеси для борьбы с гололедом растут, а значит, растет и количество пыли на дорогах Новосибирска.

Есть ли альтернатива? Корреспондент VN.ru выяснил, что позитивные примеры о якобы решении всех проблем с гололедом «без шума и пыли» в странах Скандинавии оказались преувеличенными. Да, на смену песко-соляной смеси в этих странах пришли жидкие реагенты, а также фрикционные материалы (щебень, мраморная и гранитная крошка). Но, как показала практика, фрикционные материалы наносят серьезный урон шинам и кузовам автотранспорта. Образующиеся продукты разрушения разносятся на значительное расстояние от дорог, загрязняя придорожные ландшафты, и поэтому в странах Скандинавии продолжается поиск методов борьбы с гололедными явлениями.

Финны пошли еще дальше – они посыпают зимние дороги гранитной крошкой, весной ее собирают, моют, просушивают и хранят до следующей зимы.

- Гранитная крошка может быть альтернативой песко-соляной смеси, но это очень дорого, - считает председатель общественного совета при министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Алексей Носов.

Химреагенты – тоже не выход, что доказывает практика их использования коммунальными службами Москвы, начиная с 2000-х годов. Попытки заменить техническую соль на новые химические реагенты не увенчались успехом, так как они создавали «масляную» пленку на дороге, увеличивая тормозной путь автомобиля в несколько раз. Хлористый кальций, входящий в состав жидкого реагента, разъедал металл автомобилей, обувь пешеходов, вызывал аллергию у людей и ожоги лап домашних животных. Поэтому в столице для борьбы с гололедом по-прежнему используют преимущественно песко-соляную смесь, но бюджет коммунальных служб Москвы позволяет закупать и гранитную крошку.  В Петербурге с гололедом борются также исключительно с помощью соли и песка.

В городах Сибири в приоритете также остаются песок и соль, использование которых  регламентируется СНИПами, ГОСТами по борьбе с гололедицей, где прописаны нормы расхода на квадратный метр, а также условия, когда применяется соляной раствор, а когда - песко-соляная смесь.

- Соль - это натуральный продукт, - пояснил ресурсу irk.ru начальник цеха общестроительных работ МУП «Иркутскавтодор» Андрей Пономарев. - В песко-соляной смеси доля соли всего десять процентов, все остальное - это песок и щебень.

Специалист «Иркутскавтодора» приоритетным считает вопрос безопасности, потому что на первое место поставлены жизни людей, которые двигаются на машинах и по пешеходным переходам. А все остальное - разъеденные солью обувь и резина, весенняя пыль на улицах – тоже проблема, но менее значимая по сравнению с вопросом снижения ДТП на дорогах и травматизма на тротуарах. 

Новосибирск ищет свои пути решения проблемы. Так, в прошлом году инженеры Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) разработали первую российскую мобильную установку для борьбы с гололедом на тротуарах без повреждения асфальта. Об этом прошлым летом сообщил ТАСС представитель учрежденной НГТУ компании-разработчика Сергей Матвеец. Машина напоминает мотокультиватор, который используют дачники. Только вместо вспахивающих землю ножей она оборудована металлическими щетками, которые, быстро двигаясь, счищают лед с тротуара. Мэр Новосибирска Анатолий Локоть ознакомился с разработкой и поручил профильному департаменту мэрии оценить перспективы использования этой машины на городских улицах.

На сегодняшний день не найден способ решения проблемы, во всяком случае, устраивающий всех - чиновников, экологов и остальных жителей Новосибирска. Выход один: продолжать разработки новых методов борьбы с гололедом зимой таким образом, чтобы весной не погружать город в облака пыли.  

Районные СМИ

Комментарии
Владимир 09:44:38 02.05.2017
Странно, почему убирать с дороги пылевые наносы обязательно надо с водой? Пылить будет техника? Так я не вижу в этом проблемы, уборочная техника прошла, пропылила один раз и источника пыли больше нет, или я заблуждаюсь?  А насчет "скоро вырастет трава", вы посмотрите сколько участков земли выкатаны машинами или вытоптаны пешеходами, там трава еще долго не будет расти. Все эти клочочки между тротуаром и проезжей  частью, все эти тропинки, когда люди идут по короткому пути, а не по асфальтированной дорожке, которая находится дальше, все эти парковки на обочине, где газон опять выкатан до голой земли. Ну закатайте это в асфальт, видите стихийная парковка, сделайте карман, можно расширить тротуар, перенести пешеходную дорожку. раз люди ходят по другому.
Не пропустите

Новости раздела

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: