Новосибирск -14.6 °C
  1. ОБЩЕСТВО
  2. Мнения

Вячеслав Бутусов: «Иное звучание, иное мышление»

Вячеслав Бутусов: «Иное звучание, иное мышление»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Рок-музыкант — о новой группе, юбилее «Наутилуса» и любимой внучке

Вячеслав Бутусов объявил, что собирает новую группу, «Ю-Питер» прекращает существование. Почему он пошел на этот шаг и как планирует отметить 35-летие своего первого коллектива, легендарного «Наутилуса Помпилиуса», музыкант рассказал корреспонденту «Известий».

— Мне давно не дает покоя ваш лирический персонаж — девушка, идущая по «Пушкинской на Лиговский в обход». Довольно странный маршрут, да еще и босиком. Притом, что за городом идет весенний лед.

— У нас в Петербурге на Пушкинской есть репетиционная точка, и чтобы туда попасть, нужно проделать такой замысловатый маршрут по определенным улицам. Я просто его описал. 15 лет я ходил именно этим маршрутом.

— А почему босиком?

— Это элементы нашей беззаботной юности, эйфория и романтика. Это советские послевоенные фильмы и босоногая девушка под дождем — например, в картине «Я шагаю по Москве». Но если честно, по городу ходить босиком нельзя. Город — это совершенно чуждая человеку инфраструктура. Все эти блага цивилизации в конечном счете берут нас в свои крепкие объятия, и мы уже никуда от них деться не можем.

— Группа «Ю-Питер», с которой вы записали эту песню, прекратила существование. Что вместо нее?

— Новая группа. Предполагается, что это будет несколько иное звучание, мышление, взаимоотношения. Из этого выстраивается совершенно другая композиция с идентичным составом, но теперь мы можем себе позволить кого-то приглашать в студию, чтобы что-то дополнить — недавно, например, записывали известного трубача Вадима Эйленкрига. Мы играем мейнстрим, то есть можем себе позволить похулиганить и поэкспериментировать исключительно в студии или на репетиционной базе.

— Новое название группы пока не готовы объявить?

— У меня есть несколько вариантов. Думаю, к моменту, когда мы обозначим новый альбом, точно будем знать, как называться.

— В группе появились молодые музыканты… 

— Могло случиться так, что к нам пришел бы 80-летний гитарист. И это также было бы омоложением. Если люди близки по духу, у них одна цель, они движутся целенаправленно — это великое счастье. То, к чему я стремлюсь. Кроме того, как показывает статистика, чтобы стать успешным коллективом, нужно вместе поработать около 10 лет.

— Не было жаль расставаться?

— Все происходит по воле Божьей. Это Он так все устраивает, тихо, мирно, плавно. Вот представьте себе. 15 лет мы с вами общаемся, прекрасно знаем, о чем можем говорить. Насколько полезны эти беседы или бесполезны. Или вообще они нам портят жизнь.

— Что нужно вам для вдохновения? Особые ощущения или, наоборот, необходимо закрыться от общения?

— Я считаю, что с вдохновением мы все рождаемся, а песни писать помогает воодушевление, восторг. Иногда их вызывает простая картина — небо, солнце, облака. Посмотреть на нее мне вполне достаточно, чтобы войти в студию с хорошим настроением и написать песню. В принципе, я человек, заточенный под студию, это моя стихия. Обожаю процесс записи новой песни, когда на глазах все выстраивается.

— 35-летие группы «Наутилус Помпилиус» как будете отмечать?

— В ноябре пройдут большие концерты в Санкт-Петербурге и Москве, а потом мы отправляемся в тур по России. Выбрали определенное количество наиболее известных песен и записываем их в совершенно новом прочтении. «Гудбай, Америка!», «Я хочу быть с тобой», «Скованные одной цепью», «Шар цвета хаки»… Все перечислять не буду, должна быть какая-то интрига. Всего их порядка двадцати.

Мы также взяли песни, которые исполняли очень давно, и песни, которые очень редко исполняли. В частности, отреставрировали композицию «Синоптики», я ее очень люблю. Восстановили песни «Казанова», «Эта музыка будет вечной», «Доктор твоего тела», «Люди». Какие-то композиции совсем недалеко ушли от оригинального исполнения, а какие-то мы довольно сильно переделали. Они для меня родные, не то чтобы дети, а уже даже внуки. А внуки — совершенно другое поколение, и, как говорят, они больше похожи на бабушек и дедушек, чем на родителей.

— Кстати, ваша внучка как-то проявляет свою похожесть на вас?

— Дивна у нас очень музыкальная девочка. Подвижная, легко подхватывает мелодию и ритм. Многие дети эмоционально воспринимают музыкальное воздействие, но не все попадают в гармонию и темпоритм. А у нее получается. Она с большим удовольствием танцует и поет. Более того, часто просит меня играть на пианино или на гитаре. И мы исполняем песни дуэтом.

— Песни из репертуара «Наутилуса»?

— Нет. Ей три с половиной года, у нее свой детский репертуар, его и поем. Ну и я тоже детство вспоминаю. Говорят, это полезно.

— Считается, что рядом с детьми мы проживаем жизнь заново. У вас есть такое ощущение?

— Я вообще уверен, что дети — ключ к вечной жизни, это продолжение рода, будущее и дорога в рай.

— Если вспомнить ваше детство, как возникло желание петь и сочинять музыку?

— По настоящему «отравился» я этим уже ближе к седьмому классу. В 14 лет мог запоем слушать музыку бесконечно, до изнеможения. Мое сознание было подчинено тому, чтобы слушать, играть, подражать. Начал искать сближения с людьми, которые тоже музицировали. Активно наседал на маму, чтобы она мне гитару раздобыла, по тем временам это был дефицит. К 1984 году, моменту окончания архитектурного института, я весь был наполнен музыкой.

— Вы — кумир поколения. Чувствуете ответственность? Можете повести за собой?

— Кумир — это идол, деревянный болван, которому поклонялись в языческие времена. Но как человек я ощущаю ответственность. Более того, понимаю, насколько это тяжелый труд.

— Огромная любовь публики не вводит вас в состояние блаженства?

— Нет. Действия органического, самовырабатывающегося наркотика, которое проявляется, когда человек выходит на большую аудиторию, я не испытываю. У меня, напротив, организм восстает против шумных сборищ и многочисленных собраний. Там я чувствую себя неуютно, неловко. Мне хочется куда-нибудь уединиться. Но это свойство моей природы. Как говорил Николай Бердяев, «я наиболее чувствовал одиночество именно в обществе, в общении с людьми. Одинокие люди обыкновенно бывают исключительно созерцательными и не социальными».

— Сегодня в музыке, литературе, кино много ненормативной лексики. Она имеет право на существование?

— Лично для меня это запретная тема. Я объясняю ненормативную лексику так. Любой человек ищет оправдания и облегчения своей участи, но в священных текстах четко сказано, что сквернословящий в рай не войдет, плюющий себе под ноги оскверняет свой путь. Господь нам дал волю и свободу выбора. Свобода выбора довольно проста: вот добро, а вот зло.

— Теоретически мы все выбираем добро...

— Нет. Некоторые выбирают зло. И даже не теоретически, совершенно осознанно. Просто им кажется, что быть на стороне зла проще, есть вещи, которые не требуют усилий. Например, алкоголь или наркотики, несущие разрушающую энергию. Ты просто вливаешь в себя некую субстанцию, и дальше за тебя дьявол делает все, что ему нужно. То же можно сказать и о сквернословии. Оно также несет в себе разрушение.

— Вы как-то сказали, что мы все окружены миром знаков и нужно только правильно их считывать. То есть наш путь подсказывают высшие силы?

— Необязательно. Но к знакам желательно внимательно относиться. Когда вы решаете сложную задачу, то вдруг понимаете, что все вокруг пытается дать вам какую-то подсказку. Начинает работать по сценарию, которым занята ваша голова. А все потому, что в данный момент мы видим только вещи, нам необходимые, — так мозг работает.

— Вы сейчас пишете книги?

— Это перманентный процесс. Мысль в голову приходит, ты ее записываешь. Потом, если это богоугодно, мысли складываются во что-то большее. Маркес 40 лет писал «Сто лет одиночества». Так что у меня идет процесс накапливания материала, а потом он оформляется в произведение.

— Вы хорошо выглядите. В чем секрет?

— Я не знаю, как должен выглядеть человек в 55, но я знаю, что Ной жил 600 лет. Вообще я еще даже не дожил до возраста, в котором живу в своем сознании на ментальном уровне. Мне почему-то кажется, что, когда мне исполнится 70, я догоню свой возраст. Именно в этом возрасте, как говорят монахи, к мужчине приходит мудрость. Так что я пока незрелый человек.

Всегда ощущал себя на 70, с самого юного возраста. Есть люди, которые рождаются и всю жизнь остаются младенцами до глубокой старости и в поведении, и в мыслях, и в отношении к окружающей действительности. А есть такие, как я: они родились 70-летними и всю жизнь ждут совпадения со своим реальным возрастом.

СПРАВКА ИЗВЕСТИЙ

Широкая известность пришла к выпускнику Свердловского архитектурного института Вячеславу Бутусову и его группе «Наутилус Помпилиус» в 1986 году, когда он вместе с Дмитрием Умецким и с Ильей Кормильцевым записал пластинку «Разлука».

Материал опубликован в газете «Известия» от 7 сентября 2017 года

Районные СМИ

Не пропустите

Новости раздела

25.12.2024 ОБЩЕСТВО

Заместитель начальника отдела управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Новосибирской области Андрей Хорошев предупредил новосибирцев об опасности пиротехнических изделий.

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: