Новосибирск -13.7 °C
  1. КУЛЬТУРА
  2. Личность

Звезда мировой оперы Сергей Лейферкус: «Ленского убил не Онегин»

Звезда мировой оперы Сергей Лейферкус: «Ленского убил не Онегин»
В Новосибирске Сергей Лейферкус впервые спел Гремина. Фото автора
Впервые на сцене Новосибирского театра оперы и балета «Евгений Онегин» появился в 1945 году. Постановка Владимира Кехмана – уже восьмая по счету, но точно самая необычная. И именно благодаря этому обстоятельству в Новосибирске появился знаменитый баритон Сергей Лейферкус – настоящая звезда мировой оперы, певший на самых известных сценах мира. Много лет назад еще студентом он пел в Новосибирске на сцене оперного театра в сборном концерте, а сейчас вернулся. Но уже не в качестве «лучшего российского Онегина»: впервые 78-летний певец исполнит басовую партию князя Гремина. Одна только новость об этом вызвала ажиотаж у любителей оперы.

Сергей Лейферкус нашел время, чтобы ответить на вопросы новосибирских журналистов и рассказал о новом спектакле и о своих взаимоотношениях с Онегиным и современной культурой:

– На такой большой сцене, как у нас, вам доводилось выступать?

– Вы знаете, на такой большой нет, честно скажу. Потому что я уже подзабыл тот момент, когда я приехал сюда, будучи ещё студентом. Помню, что огромный зал, огромная сцена, но всё-таки она поражает снова и снова, потому что такого вообще в мире нет, такой величины и зала, и сцены, и зеркала сцены особенно.

– Как вам у нас?

– Очень комфортно, спасибо огромное. Здесь работает замечательный коллектив, И вот за эти несколько дней, которые я здесь, я познакомился со многими замечательными певцами, с молодыми певцами. У нас отличные взаимоотношения, дружеские. Поэтому очень приятно. А это самое главное, когда приезжаешь в незнакомый коллектив! Самое главное, когда тебя окружают друзья и тёплые чувства, которые определяют именно тот современный театр, который должен быть в идеале, наверное.

– Скажите, ваша уникальная дикция, это от природы или это работа многолетняя?

– Это, наверное, многолетняя работа, потому что в консерватории, когда я учился, у нас была техника речи, чего во многих консерваториях уже не существует просто-напросто. Потом мне повезло, потому что, когда я был студентом третьего курса, меня пригласил в театр музыкальной комедии. А, как вы знаете, в музыкальной комедии надо и петь, и разговаривать. И очень много уделялось внимания именно подаче текста, дикции, произношению и так далее и тому подобное. И вот это, наверное, сыграло свою роль.

2024-11-13_ЗаржецкийА_2208.jpg
© Фото Андрея Заржецкого.

– Вы впервые поете Гремина? Что вы о нем хотите рассказать?

– Вы знаете, да, впервые. Наверное, Гремин все-таки на сцене очень счастливый человек, потому что он любит искренне, и его любят искренне тоже. Татьяна остается верна, поэтому это история трагической любви Онегина, Татьяны, Гремина, вот этот треугольник очень должен быть интересен.

Да, несколько изменена фабула произведения. Где-то какие-то слова изменены, где-то сделаны купюры, то есть, нет каких-то моментов, которые обычно в традиционной постановке «Евгения Онегина» существуют. Но если мы возьмём современную ситуацию, например, возьмём ситуацию, что, к сожалению, молодёжь перестала читать книги… Увидеть молодого человека с книгой сегодня — это большая редкость. Я помню, я ехал в автобусе в Петербурге, и напротив меня сидел молодой человек лет 17 и читал книгу. И я с удивлением стал смотреть на него – это было настолько необычно. Он поймал мой взгляд и говорит: «А вы не спрашивали себя, что я читаю?» Я говорю: «Интересно, что?». И это оказался томик стихов. Сегодня стихи, неважно, это Пушкин, Лермонтов или Маяковский, Есенин – это настолько редкое событие в жизни молодых людей, Поневоле удивляешься и восторгаешься этими людьми, которые продолжают познавать лучшее в мире искусство. Литература – это самое лучшее, что может быть вообще в нашей жизни.

2024-11-13_ЗаржецкийА_2361.jpg
© Фото Андрея Заржецкого.

Знаете, уже так сказать, это не шутка: спрашивают известную блогершу, как звали папу Александра Сергеевича Пушкина, а она не смогла ответить на этот вопрос. И поневоле ты понимаешь, что, наверное, современное прочтение спектакля и где-то переосмысливание каких-то моментов жизненных и сценических – а сцена это та же жизнь – они позволительны. И вот эта вот редакция, которую предлагает нам сегодня новосибирский театр, она имеет право на законное существование.

Кроме того, я уже говорил о Михайловском театре в Петербурге и то же самое я могу повторить о новосибирской опере, что здесь присутствуют очень красивые спектакли, без нотки пошлости, без того, к чему современная режиссура, увы, стремится. Потому что современные режиссеры озадачены только одной мыслью, чтобы о них говорили, неважно в каком контексте, Это должен быть скандал в их понимании. Здесь этого нет – и это очень отрадно.

– Это происходит и на Западе, и у нас?

– Увы, да. Это современное искусство. И самое главное, чтобы был скандал. Неважно, на какую тему. Это могут быть и голые тела и всё, что угодно на сцене. И это может быть и Кармен на станции метро, и в постановке «Евгения Онегина» карлик в холодильнике. Ну, всё, что угодно может быть…

То есть, к чему я это говорю? Руководство театра должно знать, что понравится публике, что хочет видеть зритель. Это очень важно. Мне кажется, что этот спектакль должен понравиться публике. Он, я повторяю, очень красивый.

– А вы сразу приняли приглашение принять участие в этой постановке?

– Нет, Вы знаете, то, что мне придется петь басовую партию, а я, в общем, баритон, всегда был баритоном, это меня останавливало. И я очень долго не давал Владимиру Абрамовичу Кехману своё согласие, хотя разговор сначала был о двух постановках: о традиционной в Михайловском и вот этой постановке, современном прочтении. Но здесь большую роль сыграла моя жена, которая меня уговорила принять эту постановку, это приглашение.

2024-11-13_ЗаржецкийА_2291.jpg
© Фото Андрея Заржецкого. 

– Вы столько пели Онегина, что все про него знаете. Зачем он убил Ленского?

– Хороший вопрос. Дело все в том, что Онегин ведь не хотел убивать Ленского. И по правилам, существующим в то время, по правилам дуэли, она должна была быть отменена. Потому, что он нарушил все мыслимые и немыслимые правила. Он опоздал, это первое, а если противник опаздывал, то дуэль отменялась. Он привел в роли секунданта своего слугу. Это тоже было невозможно, потому что секунданты должны были соответствовать друг другу по социальному статусу. И третье, что самое абсолютно немыслимое, он обратился напрямую к своему сопернику.

Но я всегда говорю, что Ленского убивает не Онегин. Его убило мнение света. Поэтому тут вот эта трагедия…

Районные СМИ

Новости раздела

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: