Идея концерта пришла в голову фотографа Анны Масловой спонтанно. «Подобные идеи приходят откуда-то сверху. Меня поразило сходство щелчков – пианино тоже в какой-то степени ударный инструмент, потому что молоточки стучат. И мне показалось, что щелкание камер хорошо подойдет к фортепиано – ни к скрипке, ни к духовым, ни к струнным», - говорит Анна Маслова. За клавишами солировал заслуженный артист России пианист Геннадий Пыстин. Среди ста фотомузыкантов и профессиональные фотографы с огромным опытом, и любители, и начинающие, которым просто понравилась идея.
Все как в настоящем оркестре - фотографы с камерами Зенит и Киев создают жужжащие звуки автоспуском. Это «солисты» фотооркестра. Старые камеры предоставили Анне коллекционеры фототехники. Три большие группы – современные профессиональные зеркальные камеры, чей спуск затвора - «басы». Немало и музыкантов с «зеркалками» любительскими. «Разложили на 10 групп, так оказалось легче управлять. Мы подбирали ритмичную музыку, которая есть в репертуаре музыканта, - рассказывает Анна Маслова. – Все это запустилось месяц назад, было три репетиции и четвертая генеральная. Я не представляла, что это будет настолько масштабно, когда в первый раз я увидела всех моих фотографов, которые пришли на репетицию, подумала: «Боже мой, это же огромная группа людей!» Я такого масштаба не представляла».
Обычно фотографы щелчками камер мешают музыкантам во время выступления, но дирижер организовал звуки техники в целый оркестр. Большинство фотографов не имеют музыкального образования, но, тем не менее, за несколько репетиций научились понимать пассы рук дирижера. «Они для нас сегодня музыканты фотографического оркестра, - рассказывает дирижер Новосибирской государственной филармонии Алим Шахмаметьев. – Я пока ничего подобного ни в Европе, ни в Азии не видел, такая акция проводится в принципе впервые. Самое ценное в этом опыте, что это один из немногих видов музицирования, когда к академическим музыкантам прибавляются не музыканты, многие из которых даже не знают нот. И они могут вместе на сцене филармонии музицировать. Такой опыт чрезвычайно редкий. Мне это интересно как проводнику между нами, музыкантами и нашей будущей новой потенциальной публикой и общественностью, которая по-доброму обратит свой взор на филармонию».
Самая «ударная» композиция – заключительная. «Па-де-де» Чайковского из балета Щелкунчик. До этого зрители услышали пьесы Шостаковича, Чайковского, Броннера. «Я всегда чувствовал музыку в своей фотокамере. А одно из самых заветных желаний – оказаться на одной сцене с Алимом Шахмаметьевым и Геннадием Пыстиным, это большое счастье, - поделился с VN.ru заместитель директора ГПНТБ СО РАН Антон Веселов, который тоже принял участие в фотооркестре. – Было трудно, особенно тем, кто никогда не участвовал в оркестровой работе, кто никогда не видел нотной записи. Мне кажется, что камера – мостик между артистами и цехом. Это технология, хотя и искусство. Серьезные фотографы стремятся к идеальной композиции, чтобы в одной карточке был заложен целый рассказ, а может быть и повесть, и роман. Это вполне музыкальная задача – в нескольких звуках выразить целую человеческую историю. Поэтому в каком-то смысле каждый владелец фотоаппарата хотел бы создавать большие пьесы, раскрывая тем самым свой замысел».
Музыканты с фотоаппаратами уже мечтают о гастролях, но будет ли продолжение у проекта, Анна Маслова пока затрудняется ответить. Шутит – сначала в Искитим, потом можно подумать и об Америке.
Читайте также "Фото из Кыштовки удивили весь мир"