Статор – самый тяжелый и массивный элемент турбогенератора. В результате проведенной модернизации увеличили его мощность со 100 до 120 мегаватт. Дополнительной энергии хватит, чтобы запитать два таких здания, как «Элсиб». По оценке специалистов, эксплуатировать машину можно еще более двадцати лет.
«Мы провели модернизацию сердечника машины, модернизацию электромагнитной системы, заменили обмотку статора, провели замену обмотки и ротора, причем эта обмотка – модернизированная конструкция, так как мощность повышается, повышается выделение тепла в роторе, и это тепло требует изменения конструкции. Система охлаждения ротора выполнена форсированно, выработаны дополнительные каналы, по которым циркулирует водород и отводит от ротора и машины тепло», – говорит генеральный директор завода «Элсиб» Дмитрий Безмельницын.
Размером с одноэтажный дом и весом более ста тонн. Обычно такие тяжеловесные и негабаритные грузы перевозят по железной дороге. Но в этот раз для транспортировки на ТЭЦ-4 использовали автомобильный трал. Во избежание пробок и ЧП спецтехнику сопровождали две машины прикрытия. Для безопасности общественного движения колонна двигалась с минимальной скоростью. Хотя груз застрахован на полную стоимость, его перевозку тщательно спланировали. Отгрузку осуществляли строго по чертежам.
– Вы ловили миллиметры, то есть все зависит от миллиметров. Чуть влево, чуть вправо – перевозка может быть не принята, – отметил начальник отдела логистики Артем Шпильчук.
После утверждения инвестиционной программы обновленный статор установят на следующий турбоагрегат, а освободившийся также отправят на модернизацию. В Новосибирске подобную замену проводили почти 6 лет назад.
«Это увеличение надежности энергоснабжения, это все-таки новый генератор, который мы поставим, также за счет увеличения его мощности появятся резервы в энергосистеме и тем самым увеличится надежность и качество энергоснабжения наших потребителей», – сообщил директор ТЭЦ-4 Дмитрий Ниценко.
С каждым годом оборудование на станциях изнашивается. Быстрее всего из строя выходит изоляция, стареет от времени, от нагрузок. Самое простое – ограничиться перемоткой. Но это не надолго продлит ресурс агрегата. Модернизация, которую сделали на этот раз, позволяет увеличить ресурс, не увеличивая вес и габариты машины.