Новосибирск 0 °C

Это были трудные, но интересные годы...

11.09.2003 00:00:00

Навстречу 55-летию ОАО «НЗХК»

Заслуженный ветеран НЗХК В.А. Пестов
 ..В 1948 году на этом месте строился автомобильный завод, даже успели собрать один грузовик. Но правительство приняло решение создать в Новосибирске предприятие по переработке урана, и оказалось, что эта площадка на окраине города как нельзя лучше подходит для нового производства.

В послевоенные годы это делалось очень быстро - специалисты и оборудование на завод прибывали эшелонами, и вчерашним фронтовикам не нужно было объяснять, почему производство должно быть запущено в кратчайшие сроки. Хотя далеко не все догадывались о его оборонном значении.

Многие выпускники вузов начала 50-х годов, создав завод с «нуля», стали впоследствии руководителями производств НЗХК. Один из них - Владимир Александрович Пестов. Более 50-ти лет отдал он предприятию, награждён тремя орденами - «Знак Почёта», Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции.

А первые шаги после окончания Казахского горно-металлургического института по специальности «металлургия цветных металлов» Владимир Александрович сделал в должности начальника кислотной установки.

В.А. Пестов:

- Это были самые сложные, но одновременно и самые интересные годы в истории нашего предприятия. С первых же дней работы мы попали в эпицентр заводских событий. Интенсивно велись строительство и монтаж оборудования опытного производства, осваивались и бесконечно совершенствовались незнакомые ранее технологии.

Затем была работа на основном, урановом, производстве. Запуск проходил в очень интенсивном, если не сказать в авральном, режиме. Порой смена длилась по 4-5 суток, с небольшими перерывами на еду и сон, что называется, не сходя с рабочего места. К концу работы из-за тетрафторида урана все были одинакового чёрно-зелёного цвета. Сейчас об этом слышать дико, но в те годы средств защиты не было никаких, и многие даже не подозревали об «особых» свойствах урана. Отработанных технологий тоже не было, многие техпроцессы приходилось создавать, как говорится, с чистого листа. Очень часто ветераны вспоминают, как приходилось ломать технологические цепочки, не успев даже достроить их до конца.

В.А. Пестов:

- Инженер в переводе с французского - изобретатель. Вот мы и занимались изобретательством - и оборудования, которого не хватало, и технологий. Не обходилось и без ошибок. При запуске печи просушки тетрафторида нужно было поджечь водород. А я поторопился, не до конца выпустил гремучую смесь, и взрывом вынесло все оконные рамы. К счастью, никто не пострадал, и впредь старались всё проверять не на один раз.

Отличительной чертой тех лет была, по воспоминаниям ветеранов, постоянная учёба. Приходилось не только самим учиться работать с ураном, но и обучать этому рабочих, подавляющее большинство которых закончили ремесленные училища и о металлургии имели минимальное представление. Но учились не только на рабочих местах - многие сели за парты ШРМ, поступали в техникумы и вузы.

Молодые специалисты «первого призыва» были практически первопроходцами - и осваивали новое производство, и обживали новый посёлок Красная горка, которого ещё не было на карте города Новосибирска:

В.А. Пестов:

- И на промплощадке, и на территории посёлка работали заключённые. Фактически мы и жили, и трудились в «зоне». Но отношения между людьми были открытыми, доверительными. Мы, 9 человек молодых специалистов, жили в трёхкомнатной квартире на первом этаже. Летом, уходя на работу, оставляли окна нараспашку, на столах лежали деньги, и ни разу не было случая, чтобы что-то пропало.

Отдыхали тоже зачастую вместе. Летом на двух-трёх грузовиках во главе с директором и главными специалистами выезжали на берег реки Бердь. Как-то раз машины, которые должны были отвезти нас домой, задержались, а лаборантки очень торопились на смену. Пришлось директору А.Н. Каллистову сажать их в свой директорский ЗИМ (восемь человек!) и отправлять в город. Опоздать на работу - в то время такого даже в мыслях не было.

С радостью вспоминаю наши коллективные выезды на спектакли в оперный и драматический театры, выступления артистов на Красный горке, в помещении жилого дома, где сейчас располагается кафе «Горница» (Дворца культуры им. Горького тогда не было). И ещё одна примета времени - комсомольские воскресники. У нас была одна из самых больших комсомольских организаций в городе. Под предводительством наших вожаков мы делали из шлака первый пешеходный тротуар от жилого района до завода, занимались озеленением посёлка.

Но главным в их жизни, конечно, оставалось производство. Следующей после урана правительство поставило задачу освоить переработку лития. Работа в этом направлении началась в 1956 году, и В.А. Пестов был назначен начальником отделения, а затем технологом «шестисотки», как на языке секретности назвали это производство. Костяк коллектива составили инженеры, техники и рабочие, отобранные из «урановых» цехов.

Этот комплекс также освоили в кратчайшие сроки, уже в декабре 1957 г. он был введён в эксплуатацию. Сегодня, наверное, мало кто может понять, что чувствовали в те годы специалисты, державшие в своих руках первую продукцию, на получение которой ушло столько дней и бессонных ночей.

Вскоре Владимир Александрович Пестов ушёл на партийную, а затем административную работу, долгие годы проработав заместителем директора предприятия. Сегодня он - один из заслуженных ветеранов ОАО «НЗХК», и его главное пожелание заводчанам - не забывать свои добрые традиции и прежде всего заботиться о постоянном развитии производства, внедрении современных технологий, освоении новой продукции. Того, что всегда шло красной нитью по всей истории завода химконцентратов.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: