Напомним, прошлой осенью состояние зернового рынка повергло аграриев в шок. Сибирским производителям зерна и так довольно сложно. В силу нашего географического положения до морских портов далеко, из-за транспортных расходов цена становится неконкурентоспособной. Кроме того, мы заканчиваем уборку позже, чем сельхозпроизводители европейской части России, и, когда нам нужны вагоны для перевозки зерна, они все уже находятся за Уралом. А тут еще и рекордное падение цен.
За эту непростую проблему активно взялся глава региона Андрей Травников. Он поехал в Москву, чтобы встретиться с руководством РЖД. На этой встрече были достигнуты договоренности о поставке вагонов для транспортировки сибирского зерна. 13 ноября в Новосибирске по инициативе Андрея Травникова прошло заседание оперативного штаба Минсельхоза России, которое провел первый заместитель министра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов. И уже 20 декабря Правительство России выпустило постановление о субсидировании железнодорожных перевозок зерна из Сибири. Процесс пошел. В первые дни января нынешнего года в Новороссийск отправились три экспресс-поезда, груженные сибирским зерном.
Поставки продолжались и в феврале, и в марте. Постепенно ситуация выровнялась. В конце августа нынешнего года Президент России Владимир Путин на встрече с Андреем Травниковым отметил, что благодаря инициативе руководителя региона вывоз зерна на экспорт из Новосибирской области вырос в десятки раз.
Увеличился и размер государственной поддержки. По словам заместителя министра сельского хозяйства области Светланы Невзоровой, на 18 октября до сельхозпроизводителей было доведено 2 миллиарда 912 миллионов рублей, причем 1 миллиард 750 миллионов из них — из регионального бюджета. Для сравнения: в 2017 году общий объем господдержки аграриев составил 2 миллиарда 498 миллионов рублей. Кстати, инициатива об увеличении сумм, направленных на помощь крестьянам, тоже принадлежит Андрею Травникову.
— На 18 октября хозяйства региона собрали 2 миллиона 400 тысяч тонн зерна, — сообщила Светлана Невзорова. — Из-за большого количества осадков сроки уборки были значительно сдвинуты. Восемьдесят тысяч гектаров не убрано до сих пор. потому что зерно недозрело. В тяжелом положении оказались практически все хозяйства, вне зависимости от того, в какой климатической зоне они находятся. Средняя урожайность по области на сегодняшний день составляет 19,6 центнера с гектара. Качество зерна тоже ниже, чем в прошлом году, — преобладает пшеница четвертого класса.
Поскольку объем потребления зерна на семена, продовольствие и фураж в регионе более-менее постоянен и составляет примерно 1 миллион 750 тысяч тонн, излишки надо куда-то деть. По словам Светланы Невзоровой, вывезти за пределы области планируют 300 тысяч тонн. Отгрузки уже идут, 42 тысячи тонн отправлено, причем 24 тысячи из них пойдут на экспорт. Сейчас зерно поставляют в основном в Новороссийск, Санкт-Петербург, Забайкалье, Алтайский и Хабаровский край, а также в ряд регионов европейской части России. Масличные и некоторые другие культуры покупают Китай и Монголия. Так, например, в августе партию гречихи вывезли в Поднебесную через порт Владивосток. Идет работа по организации поставок зерна в Иран и Афганистан.
Но, несмотря на все это, ситуация в сельском хозяйстве региона сложная. Рентабельность в растениеводстве низкая, и большинство хозяйств еле сводят концы с концами, не имея возможности развиваться. Помогут ли исправить положение более высокие, чем в прошлом году, цены на хлеб — покажет время.
Качество зерна... снижается?
Проливные дожди и холода сделали свое черное дело: зерно урожая, выращенного и собранного с таким трудом, увы, отнюдь не супер — преобладает пшеница четвертого класса, то есть более дешевая.
По данным регионального минсельхоза, на 18 октября в Новосибирской области намолотили 177,8 тысячи тонн пшеницы четвертого класса и 98 тысяч тонн фуражной пшеницы. А вот более качественной пшеницы третьего класса мало — всего 82 тысячи тонн. Конечно, эти цифры еще будут уточняться, но в целом картина ясна. В прошлом году ситуация была обратная: пшеница третьего класса превалировала в общем объеме зернового урожая. Впрочем, как отмечают эксперты, это характерно для всего Сибирского федерального округа.
— Как ни печально это признавать, результаты наших наблюдений свидетельствуют о том, что год от года качество сибирского зерна снижается, — говорит заведующая лабораторией Алтайского филиала ФГБУ «Центр оценки качества зерна» Елена Кальная. — Если говорить о нынешнем годе, то содержание клейковины в пшеничном зерне уменьшилось, значения ниже прошлогодних. Строго говоря, клейковина имеет пограничные значения между третьим классом и четвертым, но с учетом других факторов зерно все-таки приходится отнести к четвертому классу. Содержание белка в пшенице тоже ниже, чем в прошлом году. А вот такой показатель, как натурный вес, по всем зерновым культурам, и по пшенице в том числе, достаточно хороший. А для экспорта важен как раз натурный вес и белок, клейковина зарубежных покупателей не слишком волнует.
Что касается других зерновых культур, то, по словам Елены Кальной, качество ржи в нынешнем году очень хорошее, зерна первого и второго класса стало больше, а количество непродовольственной ржи, наоборот, снизилось. Ячмень тоже удался. Оказывается, его качество очень сильно зависит от цвета. Нынче цвет ячменя хороший, так что его можно смело пускать на переработку — делать перловую и ячневую крупу. По гречихе информация противоречивая — ее качество зависит от условий произрастания, но в целом оно неплохое, кислотность ниже, чем в прошлом году, а это значит, что гречиха нового урожая будет хорошо и долго храниться.
— В целом могу сказать так: кто вкладывает деньги в приобретение хороших семян и в удобрения, у того и качество зерна выше, — подводит итог Елена Кальная.
МНЕНИЕ
Денис СУББОТИН, председатель совета директоров ОАО «Половинновский элеватор»:
— Думаю, что в нынешнем году ситуация будет чуть легче. Но это исключительно потому, что зерна в стране выросло меньше. А все вопросы, связанные с перевозкой, с отгрузкой в порты, стоят по-прежнему остро. Сейчас нельзя работать так же оперативно, как десять лет назад, причем по объективным причинам. Уборка практически закончена, в некоторых районах уже идет снег. С хранением тоже нет особых проблем. Даже если какое-то зерно и лежит пока под открытым небом, то это неопасно, ведь оно было убрано с влажностью 14–16 процентов, оно в буртах может еще долго лежать. А за две-три недели его все равно уберут под крышу.
Что касается цен, то они выше прошлогодних уже сейчас. Осенью 2017-го за килограмм пшеницы четвертого класса давали пять рублей, сейчас цена порядка восьми рублей. Но вряд ли это поможет сельхозпроизводителям. В прошлом году стоимость дизельного топлива была 27–30 рублей за литр, а сейчас — 42–45 рублей. Мы видим рост цен на ГСМ в полтора раза. А на следующий год прогнозируют цену 60 тысяч рублей за тонну солярки. Это во-первых. Во-вторых, НДС вырастет. В-третьих, нас ожидают ограничения по ввозу средств защиты растений. У нас их не делают. Цены на удобрения уже поднялись. Стратегии развития села нет. И, как будет жить село, я, честно говоря, не знаю. И никому это неинтересно, ведь голода же нет. Так что сохранение села сегодня вопрос скорее социальный, нежели экономический.
Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №43 от 24 октября 2018 года