Жизнь оленеводов привлекла внимание московского филолога Марии Амелиной неслучайно. Она несколько лет проработала учительницей на Ямале. Наслушавшись рассказов детей о кочевой жизни, решила на время сменить огни столицы на тундру. Первое, с чем столкнулась - целый ряд запретов для женщин.
- В жилом традиционном чуме есть священный шест, который располагается строго напротив входа за очагом. И переступать определенное расстояние за ним и перед ним женщине переступать нельзя. Как внутри чума, так и снаружи, - рассказывает Мария Амелина.
Кроме этого, чум делится на мужскую и женскую части - женская ближе к выходу. Нельзя переступать через веревки, с которыми работают мужчины - веревку нужно поднять и пройти под ней. Эти традиции пока сильны, а вот другие постепенно уходят в прошлое. Например, еще в середине 20-го века установка чума была чисто женской задачей, сейчас мужчины приходят на помощь.
- Про оленеводов горожане думают, в основном, что это что-то вроде племен амазонок, которые живут в первобытно-общинном строе, ходят в шкурах, едят сырое мясо. На самом деле, конечно, все не так. Оленеводы живут вполне современно, ездят на снегоходах, используют спутниковые телефоны, и вплоть до стиральных машин. – рассказал историк Вячеслав Карманов.
Главное качество, которое отмечает Мария Амелина у народов Севера - это гостеприимство. Вот и многие традиции связаны с домашним уютом. Например, чаепитие. В Заполярье это особый ритуал. Наливать следует до самых краев, чтобы несколько капель чая стекли в блюдце - это признак уважения к гостю. А вот ограничиться одной чашкой - значит обидеть хозяев.
Слушать о жизни и традициях этого самобытного народа можно бесконечно, и у вас есть такая возможность. Сегодня в 19.30 в Этно-зоне Заельцовского парка Мария Амелина расскажет всем желающим о своей жизни в Заполярье.