Новосибирск -11.6 °C
  1. РАЗВЛЕЧЕНИЯ
  2. Туризм

Коневоды из Якутии провели обряд и оладьями задобрили духов Новосибирска

Коневоды из Якутии провели обряд и оладьями задобрили духов Новосибирска
а все время путешествия на долю Мичила и Дугуйдана выпало немало испытаний. Фото автора
Дугуйдан Винокуров и Мичил Неустроев больше года добирались верхом из Оймякона в Новосибирск на чистопородных северных лошадях. Впереди наездников ждет дорога в Москву – там мужчины развеют над местом гибели павших в Великую Отечественную войну земляков родную якутскую землю.

Два отважных жителя республики Саха - Дугуйдан Винокуров и Мичил Неустроев - отправились из Оймякона на якутских лошадях в Москву. Спустя год и месяц всадники добрались до Новосибирска, проскакав более 7 тысяч километров.

До Москвы Мичилу и Дугуйдану осталась всего треть пути - 3800 км. Они планируют преодолеть их за три месяца и прибыть в столицу Россию уже в июле.

«У нас летом будет большой национальный праздник встречи лета – Ысыах, а еще 100-летие автономии Якутии. Этому мы и посвящаем поход. Наша цель - доказать выносливость лошадей якутской породы, наглядно показать, что она преодолевает такой длительный путь», - говорит Дугуйдан Винокуров.

PAO_2006.jpg

В Москве у якутов есть ещё одна цель - распылить над братской могилой павших в битве за столицу в 1941 году якутских солдат родную землю, в том месте где сложили головы их земляки.

Верных якутских лошадок зовут Ханор и Хастак. Имена им дали в честь рек Якутии, где они появились на свет. Это аборигенная порода: коренастые приземистые кони, самая морозоустойчивая порода лошадей в мире.

Как говорят наездники, кони выдерживают диапазон перепадов температур от - 70 до +40 градусов. Конкуренцию в этом им могут составить разве что северные олени, да и те в жару чувствуют себя плохо. А зимой шерсть у якутских лошадей вырастает до 15 см. Тогда хозяевам приходится вычесывают их, как собак. Питаются Ханор и Хастак как обычные лошади - сеном и овсом, но особенно любят полакомиться яблоками и морковкой. Особенность коневодства в Якутии - свободный выпас лошадей. Кони там бродят табунами по 10 голов и «копытят» самостоятельно и летом, и зимой, выбивая себе корм из-под снега.

PAO_2073.jpg

В один день Хонор и Хастак проходят максимум 80 км, но в среднем удаётся преодолеть 40-45 км. Например, оставшиеся 700 км по Новосибирской области всадники планируют проехать за 20 дней с остановками на сон и отдых.

Перед поездкой Дугуйдан Винокуров и Мичил Неустроев провели в Новосибирске необычный ритуал – сожгли конский волос с гривы, ветки можжевельника и якутские коренья. Рядом с небольшим костром положили оладьи - так якуты задабривают духов, благословляющих на удачную дорогу.

Маршрут конной экспедиции начался на полюсе холода в Оймяконе 5 марта 2021 года, в то время там стояли морозы – минус 52 градуса. Маршрут путешественников пролегает по пути, которым в годы Великой Отечественной войны гнали на фронт табуны якутских коней. Отчасти путешествие посвящено и памяти павших на войне бойцов из Якутии.

Ночуют якутские всадники где придётся - обычно в поле в палатке. Часто путешественников гостеприимно встречают в российских городах и сёлах. В Новосибирске тёплый приём якутским всадникам оказал Новосибирский ипподром. Коней накормили овсом и свежим сеном, а их наездников - горячими пирогами.

PAO_2115.jpg

Отметим, что для якутов лошади – это образ жизни. Жители республики Саха считают, что они сами произошли от лошади и считают её священным животным.

«Эта порода лошадей не была завезена откуда либо, это настоящее аборигенное животное. Якутская порода лошадей считается одной из самых древних, хотя в научном сообществе ведутся споры на эту тему, - рассказывает Мичил Неустоев. - В котловане Верхоянского района в Якутии археологи нашли жеребенка, выяснили, что ему около 4 млн лет. ДНК жеребенка совпало только с якутской лошадью. Тем самым, считается, что она пережила мамонтов»

За все время путешествия на долю Мичила и Дугуйдана выпало немало испытаний. Жуткие лесные пожары, которые буйствовали в республике Саха прошлым летом, лишали видимости, воздуха и воды. На юге Якутии три дня шли по сосняку в песке, без пищи и влаги. Даже кони не могли пощипать траву.

PAO_2169.jpg

«Когда шли по восточной стороне Байкала, было очень ветрено, и сложный перепад температур. Байкал очень запомнился - могучий, с невероятной энергетикой. А у вас поля хорошие, огромные поля. Вот бы нам такие, чтоб сено косить!», - смеется Дугуйдан, которого дома его ждёт семья: жена, сын и дочка.

Уже больше года они общаются по видеосвязи. Параллельно путешественники ведут странички в соцетях. За путешествием якутов следят тысячи людей, пишут слова поддержки и приглашают заехать в гости. Поддержку необычному походу оказывает Русское географическое общество. А помощь в путешествии по районам Новосибирской области оказало министерство сельского хозяйства региона.

PAO_2188.jpg

«Маршрут по Новосибирской области проходит по девяти районам. Участники экспедиции посетят более 20 населённых пунктов, общая протяжённость маршрута составит более 700 км. Будет отказано содействие по предоставлению кормов животным, ветеринарного сопровождения, будем оказывать содействие по местам отдыха и ночлега, - прокомментировал начальник отдела развития животноводства и племенных ресурсов управления отраслевой технологической политики Минсельхоза Новосибирской области Денис Гамза.

Как будут добираться из Москвы до родного дома, якуты ещё не решили, но смеются, что вряд ли верхом. «Хотелось бы дальше поехать - в кругосветное путешествие. Но пока придется отложить мечту», - говорят путешественники. 

Районные СМИ

Новости раздела

Комплексное развитие автомобильного туризма, создание условий для комфортных путешествий по дорогам и стимулирование развития современной инфраструктуры вблизи туристических мест стали ключевыми задачами региональной программы «Развитие автомобильного туризма на территории Новосибирской области до 2035 года». Новую программу, подготовленную по поручению главы государства, будут выполнять совместно региональные министерство экономического развития и министерство транспорта и дорожного хозяйства.

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: