- Для церемонии награждения победителей «Человек года-2016» ты выполнил три увеличенные копии статуэток изо льда, которые долго стояли в помещении, где проходил праздник. Людям казалось, что они сделаны из стекла, так как фигуры практически не таяли. Ты рассчитываешь время таяния? Или есть еще какие-то секреты?
- Время таяния я рассчитываю, опираясь на собственный опыт. Но очевидно, что, чем массивнее фигура, тем дольше она будет таять. И дольше сохранять первоначальный вид. Фигуры «Человек года» были не очень большими, но я посчитал их запас прочности с неким упреждением. В итоге они простояли всю церемонию и стали таять только в самом конце. Хотя, мне кажется, когда фигура начинает таять, она в чем-то даже выглядит интереснее…
Мастер изготовил ледяные статуэтки для премии «Человек года». Фото предоставлено Максимом Пахомовым
- А где ты берешь лед летом? И насколько долго фигуры стоят под солнцем?
- Под солнцем, конечно, лед тает быстрее. Поэтому в жару я работаю с искусственным льдом. Его изготавливают на одном из новосибирских предприятий – делаются блоки метр на метр, толщиной 25 см. Это и есть исходный материал для работы летом. Заказы делают преимущественно юридические лица с целью продвижения, рекламы. Логотип компании, выполненный изо льда, да еще в летнее время, конечно, впечатляет. Бывают и более оригинальные заказы, например, барная стойка изо льда с подсветкой стояла с вечера всю ночь до утра. Летом таким ледяным конструкциям лучше быть под навесом.
Логотип «Дельфинии» – работа скульптора Пахомова. Фото Михаила Фокина
Чаще, конечно, я получаю заказы зимой. Их проще хранить, проще находить исходный материал - лед. Летом лед только искусственный, он дороже – стоимость работы стартует примерно от восьми тысяч рублей за фигуру среднего размера.
- Сейчас мы с тобой беседуем в Новосибирском дельфинарии, ты здесь выполняешь какой-то заказ?
- Здесь я выполнил изо льда логотип «Дельфинии» с подсветкой. Из недавних работ – логотип изо льда для ресторана #СибирьСибирь.
Ледяной логотип для ресторана #СибирьСибирь. Фото предоставлено Максимом Пахомовым
- Какие заказы клиентов тебе особенно запомнились?
- Например, был заказ на скульптуру в полный рост человека – зимой, в январе прошлого года. Задача была - сделать фигуру женщины в вечернем платье, с собачкой, с подсветкой всей композиции. Делал скульптуру по фотографии. Задача клиента была – неожиданно удивить женщину, все сделать втайне от нее. Скульптуру доставили в обусловленное место, установили ее и в нужный момент включили подсветку. Вся композиция весила около 300 кг. К сожалению, реакции женщины я не видел. Мы привезли скульптуру вечером, а сам праздник проходил утром.
- Какой лед самый лучший для скульптора?
- Прежде всего, лед должен быть толстый и чистый. Озерный лед, конечно, хорош, но можно не менее качественный напилить на реке. Тут весь вопрос в погоде – когда холодно, то лед на реке толще. Но речной лед бывает неоднороден из-за оттаиваний. В нем могут быть наслоения, пузырьки, ракушки и рыбки. Например, мои знакомые пилили лед на озере «Спартак» в шестом микрорайоне. Там есть свои нюансы. То СТО масло в озеро сольет, и появляются пузырьки, а в этом году в озеро спустили слив отопления – в результате лед уменьшился в два раза и стал мутным и непрозрачным. Все зависит от условий замерзания. Место, где планируют вырезать лед, надо очищать. Это улучшает его качество.
Еще применяют искусственный лед. Замораживают его блоками метр на метр, хранят в морозилке. Он чище, вода фильтрованная, но стоимость такого льда значительно дороже. При этом натуральный и искусственный лед тают совершенно одинаково. Искусственный лед аналогичен кубиковому льду, который используют в барах. Потом можно скульптуру из такого льда поколоть и использовать в пищу – разложить по коктейлям. - В нашем городе нет фестиваля ледяной скульптуры, хотя сибирский климат и обилие рек и озер к этому располагают…
- Мне, как жителю Новосибирска, конечно, хотелось бы заниматься ледяной скульптурой дома, в свое удовольствие, и никуда не ездить. Но, с другой стороны, ездить на фестивали нужно, необходимо встречаться с людьми, делиться опытом, увидеть новые инструменты. Конечно, утюг и фен имеют место быть, но технологии меняются. А в Новосибирске проводится только снежный фестиваль в январе. Не хотел бы никого ни в чем упрекать, наиболее сильных мастеров можно встретить только на фестивалях с хорошим призовым фондом, чего о новосибирском фестивале не скажешь. Это сильный внутренний стимул для скульптора. В этом плане я бы привел в пример фестивали в Екатеринбурге, Красноярске, Перми и Салехарде. Туда не может приехать кто угодно – отбор довольно серьезный.
Логотип для Rock City. Фото предоставлено Максимом Пахомовым
Я вместе со своим партнером езжу по фестивалям. В прошлом году мой товарищ был участником международного фестиваля в Салехарде, где занял второе место, а сам я, к сожалению, съездить не смог. Второе место по льду я занял в Новосибирске, когда проводились совмещенные снежно-ледовые фестивали. В составе другой команды я участвовал в фестивале в Екатеринбурге, где мы заняли призовое место. Однако если судить по тому, что я вижу в Новосибирске – уровень ледяной скульптуры здесь не очень высокий. Это направление в России особенно развито в Екатеринбурге. Из числа очень сильных мастеров этого направления я бы отметил Сергея Асеева из Красноярска. Есть хорошие команды скульпторов из Ижевска и Хабаровска.
- Когда ты решил заняться ледяной скульптурой?
- Наверное, со времен юношества, когда учился в институте (художественно-графический факультет педагогического университета). У нас учился студент из Якутии, он имел опыт работы со льдом, занимался со свои старшими наставниками. С этим студентом мы пошли на Речной вокзал, где в ту пору только начинал свою работу ледовый шоу-парк. Там я получил первый опыт работы со льдом. А на следующий год мы уже самостоятельно сделали свою первую ледяную фигуру – композицию на морскую тему: мачта корабля с флагом, парус в виде волны, штурвал и пушка с ядрами. Потом нам предложили съездить в Екатеринбург на фестиваль. С тех пор я каждый год работаю со льдом, выполняя заказы клиентов, и по мере возможностей езжу на фестивали.