Новосибирск -2.1 °C
  1. ОБЩЕСТВО
  2. Имидж

Ликвидация аллеи превратит Красный проспект в «Елисейские поля»

Ликвидация аллеи превратит Красный проспект в «Елисейские поля»
Аллею с Красного проспекта планируется убрать. Фото Алексея Танюшина
Аллею с Красного проспекта нужно убрать. Высадить вдвое больше деревьев и обустроить велодорожки, увеличить пешеходный трафик, оживить ритейл позволит новый подход к реконструкции главной улицы Новосибирска. Так считает архитектор, директор АНО «Сибирский центр содействия архитектуре» Татьяна Иваненко. Столица Сибири переросла свою главную улицу, время выдвигает новые требования.

Сдвинуть проезжую часть на середину улицы и получить широкие тротуары с двумя рядами деревьев по каждой стороне Красного проспекта можно, реализовав «формат Елисейских полей», если убрать центральную аллею, которая обычно пустует. Архитекторы считают, что такое пространственное решение улицы придаст новое качество парадному общественному пространству стремительно растущего и развивающегося третьего города страны.

«Бульвар не выполняет рекреационную функцию»

«История проекта «Елисейских полей» началась весной 2017 года, когда мы выполняли контракт с КБ «Стрелка» (Москва) по объектам ул. Ленина и Красный проспект в рамках федеральной программы «Формирование комфортной городской среды, - рассказывает Татьяна Иваненко. - Проект благоустройства Красного проспекта от площади Ленина до площади Будагова подчинялся идее организации непрерывного пешеходного маршрута, соединяющего улицу Ленина с реконструируемой набережной. Лежащим на поверхности решением была организация пешеходной связи по зеленому бульвару проспекта. Концепцией предусматривалось сужение поперечных улиц, оптимизация ширины полос проезжей части, ликвидация парковки на площади Свердлова».

Проект реконструкции Красного проспекта. Фото предоставлено Татьяной Иваненко

Но реконструкция главной улицы города сильно сдвинулась по срокам. Эта пауза дала возможность проявиться сомнениям, а затем и укрепиться в убежденности, что нужно действовать иначе. Задача организации пешеходной связи оказалась слишком «узкой» для самой главной улицы мегаполиса. Без внимания остался вопрос  оживления пешеходного трафика вдоль зданий, не предпринималось никаких мер для создания условий по заполнению «дыр» в застройке проспекта.

При внимательном анализе дизайн-концепции выяснилось, что ни восстановление утраченных зеленых насаждений, ни устройство на бульваре комфортной рекреации невозможны из-за мешающих инженерных сетей и недостаточной ширины бульвара при крайне активном автомобильном трафике. И, наконец, были осознаны главные проблемы проспекта: бульвар не выполняет рекреационную функцию, так как там создана неприемлемая для комфортного пребывания техногенная нагрузка (шум, выхлопные газы); уличный фронт находится в «угнетенном» состоянии, в застройке проспекта зияют дыры (пример - квартал Чаплыгина – Октябрьская), уровень ритейла не соответствует статусу проспекта; ширина тротуаров недостаточна для организации более плотного пешеходного трафика. Можно сделать вывод, что «золотая» городская земля используется нерационально и неэффективно, а качество среды не соответствует столичным амбициям города.

Для того чтобы менять концепцию, нужны веские основания.

В застройке Красного проспекта зияют дыры. Фото автора

«Получается, что если мы начнем делать реконструкцию в ныне существующем варианте проекта, то просто закопаем в землю деньги. При этом не получим качественных изменений - людям будет также некомфортно находиться на аллее Красного проспекта, там останутся избыточный шум и загазованность, а значит, по-прежнему будет пусто, - рассказывает Татьяна Иваненко.

- Вдоль зданий останутся узкие тротуары без возможности восстановления озеленения. Деревья вдоль проспекта постепенно утрачиваются, но сажать на их место новые нельзя – в полуметре от них проходят инженерные коммуникации. Согласно обновленным нормам, деревья должны располагаться от сетей в 1,5  - 2,0 м. Поэтому возник вопрос поиска новой концепции. Я должна упомянуть, что разработку дизайн-проекта Красного проспекта предваряло общественное обсуждение, где командой под предводительством дизайнера Юрия Нечая была озвучена идея обустройства Красного проспекта с демонтажем аллеи. Но ее сразу отвергли. И зря». 

Почему убрали бульвар с Невского проспекта?

«Новосибирск получил Николаевский (затем Красный проспект) в наследство от Барнаула. Ширина Ленинского проспекта в Барнауле и Красного проспекта в Новосибирске одинакова и составляет 52-53 метра. Это расстояние между «красными линиями», которые совпадают с фронтальной частью домов. Когда строился Новосибирск в 1896 году, Барнаул уже был продвинутым богатым торговым городом, и именно специалисты мастерской Алтайского горного округа работали над проектированием Новониколаевска. Его главная улица должна была пройти от старой базарной площади (ныне площади Будагова) на север, она и стала сегодняшним Красным проспектом. Улица была «калькой» барнаульского проспекта. Проектировщики решили, что новому городу будет достаточно проспекта такой ширины. И да, на 120 лет хватило. Но города растут, меняются. Сегодня становится ясно, что, в отличие от Барнаула, Новосибирск перерос планировку проспекта, которую разрабатывали в XIX веке его проектировщики», - считает Татьяна Иваненко. 

На примере Невского проспекта в Петербурге ярко показано, что главная улица растущего и развивающегося города не может не меняться. Фото предоставлено Татьяной Иваненко

В качестве примера архитектор приводит историю Невского проспекта в Петербурге, которому более 300 лет. Сначала «большая першпектива» была главной дорогой, подъездом к центру Петербурга с московского направления. В 1720-х годах она была вымощена камнем, обсажена четырьмя рядами берез. Затем город начал расти, вдоль улицы строили дома. С конца XVIII века до 1820 год по центру Невского проспекта обустроен точно такой же бульвар, как у нас на Красном проспекте. Но бульвар долго не просуществовал. Сказались неблагоприятные зимние условия, на нем было шумно и пыльно, ширины проезжей части было недостаточно. Уже к 1820 году бульвар ликвидировали, и весь Невский проспект замостили. В 1847 году по нему начали движение омнибусы, а затем трамваи; рельсы сняли при реставрации проспекта в 1950-1952 годах.

Невский проспект в Петербурге — яркий пример того, что главная улица растущего и развивающегося города не может не меняться, уверена директор АНО «Сибирский центр содействия архитектуре».

«Елисейские поля» в Столице Сибири

Итак, идея пустить пешеходный трафик в сторону набережной по бульвару на поверку оказывается слабой. А если организовать его вдоль фасадов зданий, сдвинув автомобильное движение в середину проспекта, расширив и озеленив променад? Аллея на Красном – это значимая часть городской идентичности, настоящая «священная корова». Даже допустить идею ее демонтажа - значит ясно увидеть преимущества, которые даст переустройство проспекта.

Проект напоминает Елисейские поля в Париже, где транспорт движется по центральной части, а пешеходный трафик расположен на широкой линии тротуара. Фото Дмитрия Тростникова

Если убрать аллею и сдвинуть шесть полос в середину проспекта, можно решить проблему ограничений коммунальными сетями и оптимизировать ширину проезжей части, приведя ее в соответствие с действующими нормативами. С каждой стороны проспекта будет посажено в два раза больше деревьев, чем сейчас растет на аллее. Также появляется возможность посадить полноценную «живую изгородь», улучшив  экологическую составляющую за счет снижения шума с проезжей части (на бульваре это сделать нельзя из соображений безопасности).

На каждой стороне улицы, четной и нечетной, будут обустроены велодорожки с двусторонним движением. Ими смогут пользоваться не только велосипедисты, но и те, кто предпочитает самокаты, ролики и т. д. Микромобильность - это тренд, который точно будет развиваться. Возможность двухстороннего движения по каждой стороне улицы дает максимальное удобство в части доступности любой двери на проспекте.

К ширине тротуаров, составляющей в среднем 6,0 метров, добавится рекреационная зона шириной 9,0-12,0 метров, включающая в себя два ряда деревьев, двухстороннюю велодорожку и газон с живой изгородью. Что это даст? Во-первых, увеличится интенсивность трафика вдоль уличного фронта, это будет способствовать повышению посещаемости заведений, расположенных на проспекте, оживет ритейл. По мнению архитектора, сейчас видно, что Красный проспект «застыл», заведения и магазины на нем почти не обновляются, все осталось на уровне «нулевых» (2000-х).

«Во-вторых, проспект  станет полноценным современным  общественным пространством. В-третьих, мы получим уютные рекреационные зоны, которые будут лучше защищены от шума и выхлопов, то есть лучшую экологию. Сейчас лавочки, расположенные на аллее, чаще всего пустуют», - говорит Татьяна Иваненко.

Велодорожки в новом дизайн-проекте Красного проспекта решены так, что они обходят остановочные павильоны общественного транспорта. Никто никому не мешает. В итоге все получается довольно гармонично. Но это если рассматривать «рядовые кварталы» проспекта.

«На площади Свердлова все сложнее: там по центру расположена парковка автомобилей. Но это значит, что по крайней левой полосе движения, которая должна быть самой быстрой, на парковку заезжают и выезжают автомобили. По логике безопасности и пропускной способности проспекта — это неправильное решение, - считает Татьяна Иваненко. - На площади Свердлова есть детская больница, к ней сложно подъехать — негде оставить автомобиль. Родители паркуются посередине проспекта и идут с детьми до пешеходного перехода, лавируя среди машин. Мы предлагаем сделать продольные парковки, убрав их с центра проспекта. На них удобнее парковаться с правой, самой «медленной» полосы. Продольных парковок две — одна со стороны правительства, другая — со стороны детской больницы. Выделенная полоса общественного транспорта пойдет правее продольных парковок».

Фото предоставлено Татьяной Иваненко

Еще одно нестандартное место для реализации новой концепции — часовня на Красном проспекте. Проект предусматривает ее объезд, а расширение тротуара начинается от улицы Чаплыгина. Также на «острове» рядом с часовней обустраивается парковка для свадебных кортежей.

«Новосибирск перерос нынешнюю структуру своей главной улицы, время выдвигает новые требования к организации пространства Красного проспекта. Этот проект напоминает Елисейские поля в Париже, где транспорт движется по центральной части, а пешеходный трафик и зоны рекреаций расположены на широкой линии тротуара», - подытоживает Татьяна Иваненко.

Районные СМИ

Комментарии
MV 09:08:33 27.06.2019
Демагогия. Очень похоже, что это чей-то меркантильный интерес.

Новости сюжета - Лучшие материалы VN.ru

Знаменита воровскими «малинами»: что осталось от бандитской Нахаловки в Новосибирске
Первые бананы 70 лет назад привезли в Новосибирск
Еще в сюжете - Лучшие материалы VN.ru
Не пропустите

Новости раздела

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: