Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Насколько ядовит состав автомобильных выхлопов

Насколько ядовит состав автомобильных выхлопов
Фото из архива ИД "Советская Сибирь"
Стремительный темп автомобилизации, пробелы в природоохранном законодательстве и дефицит экологической культуры — если так дальше пойдет, новосибирцам придется надевать противогазы.

На каждую тысячу жителей областного центра приходится более 300 автомобилей. А живет в мегаполисе, по последним статданным, 1 584 000 человек. Сверх того, в город ежедневно въезжают тысячи гостей. По утрам улицы сизы от выхлопных газов: доля углеводородов резко увеличивается, если двигатель работает на малых оборотах или на старте — в заторах, на перекрестках в пережидании красного сигнала светофора.

Чем дышат пешеходы? По данным исследований, через выхлопные трубы авто в атмосферу попадает более двухсот химических веществ: оксиды азота и углерода, альдегиды (в том числе акролены, формальдегид), неразложившиеся углеводороды топлива (гексен, пентен) и другие. Часть углеводородов превращается в сажу, содержащую смолистые вещества. Большое количество сажи и смол образуется при технической неисправности мотора, а также в моменты, когда водитель форсирует работу двигателя. Хвост дыма содержит полициклические углеводороды, в частности бензапирен.

От ядовитого смога больше всего страдают самые маленькие горожане. Ведь большинство выбросов тяжелее воздуха и они скапливаются у земли, на высоте до полутора метров.

Формальдегид — периодически...
За состоянием атмосферного воздуха в Новосибирске следит Роспотребнадзор. «Анализ исследований показывает, что на автомагистралях в зоне жилой застройки обнаружены превышения предельно допустимой концентрации вредных веществ, — констатировал Игорь Буржинский, главный специалист-эксперт отдела по надзору по гигиене труда, коммунальной гигиене Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области. — Помимо собственных транспортных средств свой вклад в загрязнение воздуха вносят и транзитные авто, ведь Новосибирск является крупным транспортным узлом. Но прежде всего превышение связано с ростом автопарка индивидуальных владельцев».

Несколько лет назад экологи озвучивали данные, согласно которым более 60 процентов объема загрязняющих атмосферу мегаполиса веществ поставляют именно автомобильные выхлопы.

Руководитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области Юрий Марченко рассказал, что в Новосибирске наблюдение ведется на десяти постах Росгидромета. Девять из них стационарные, один — функциональный, выездной. Глава департамента подтвердил: традиционными загрязняющими веществами являются оксид углерода, диоксид азота, взвешенные вещества. Периодически — формальдегид и бензапирен.

Травлюсь не по собственному желанию
На самом деле это страшные вещи. Бензапирен, к примеру, отнесен к веществам первого класса опасности. Этот мощнейший канцероген образуется в результате сгорания углеводородного топлива. Бензапирен может спровоцировать образование опухолевой ткани, внедряется в комплекс ДНК, вызывая необратимые мутации, которые переходят к последующим поколениям. Прелесть, правда?

Конечно, отрава поступает в наш организм не только с автомобильными выхлопами. Каждая сигарета является источником примерно 52–95 нанограммов (0,05–0,09 мкг) бензапирена. Для курильщика это равнозначно 16 часам вдыхания выхлопных газов. Может быть, поэтому в нашей стране так остро ставится вопрос о вреде табака. Между тем выходит, что в Новосибирске даже некурящие люди за день получают вполне сопоставимую с одной-двумя сигаретами порцию яда. Причем отнюдь не по собственному желанию.

Формальдегид поражает центральную нервную систему, репродуктивные органы, кожу и глаза. Генетики утверждают, что он может служить одной из причин врожденных аномалий у детей. Опасна для наших легких и двуокись азота, 55 процентов ее объема в атмосферу Новосибирска попадает из выхлопных труб автотранспорта.

И вот тут невольно задумываешься: какого лешего на наших дорогах столько авто­хлама, который в Европе давно списали за несоответствие экологическим нормативам? У нас эти «пенсионеры» спокойно доживают свой век, травят прохожих ядами. Самое примечательное, что претензий владельцам автохлама предъявить никто не может...

А контроля-то и нет
Увы, культура эксплуатации автотранс­порта в Новосибирске оставляет желать лучшего. Кто же контролирует состояние машин в части их экобезопасности? Во время техосмотра должны проверять двигатель — без соответствующего заключения автовладелец не сможет оформить ОСАГО. Операторов техосмотра аккредитует Российский союз автостраховщиков (РСА). Страховщики заключают с операторами договоры, на основании которых пункты техосмотра могут оказывать услуги. Однако когда мы обратились за разъяснениями к страховщикам, нас отослали непосредственно к операторам. Как выяснилось, РСА хоть и выдает аккредитации, но контролировать дальнейшую деятельность не уполномочен.

В пункте техосмотра нам ответили, что автомобили проверяют с помощью газо­анализатора и дымомера. Приборы должны быть поверены ФБУ «Новосибирский ЦСМ», государственным региональным центром метрологии. Если допустимые нормы выброса в атмосферу превышены, авто не пройдет техосмотр до устранения причин этого. Например, до регулировки или ремонта двигателя.

— Раньше были выездные проверки по городу, сейчас этого нет, — говорит Владимир Сапрыкин, директор ЗАО «Старт». — Многие владельцы покупают диагностические карты, не проходя техосмотр. Адресами и телефонами с соответствующими предложениями Интернет полнится. Выбросы в атмосферу увеличиваются, а контроля над тем, что в реале выбрасывают авто в атмосферу, нет. Контролируем лишь те автомобили, которые по всем правилам заходят на техосмотр, а их всего, наверное, процентов тридцать от общего количества. Чем больше автолюбителей будет проходить техосмотры в аккредитованных организациях, у которых в обязательном порядке имеются приборы, тем лучше.

Добавим, что анонимно автовладельцы признаются: прохождение ТО — формальность. По сути, обязательная процедура превратилась в часть кампании по продаже страховых полисов. И до тех пор пока ситуация не изменится, воздух мегаполиса чище не станет.

Справка
В химический состав выхлопных газов автомобиля входят:
 - оксид углерода (CO) — 1–10 %; воздействует на нервную и сердечно-сосудистую системы, вызывает удушье;
 - оксиды азота (NOx) — 0,1–0,8 %; приводят к тяжелым заболеваниям органов дыхания;
 - альдегиды (R-CHO) — 0–0,2 %; при длительном воздействии раздражают слизистые оболочки глаз, дыхательных путей, при повышении концентрации вызывают головную боль, слабость, потерю аппетита, бессонницу;
 - углеводороды (CxHy) — 0,2–3 %; обладают наркотическим действием, в малых концентрациях вызывают головную боль, головокружение;
сернистый ангидрид (SO2) — 0–0,002 %; вызывает неприятный вкус во рту, раздражает слизистые оболочки глаз и дыхательных путей.

Опубликовано в газете "Советская Сибирь" №23 от 8 июня 2016 г.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Певец Егор Крид обратился к второкласснице из Новосибирска, которую выгнали с чаепития и тем самым довели до слез. Неравнодушные люди скинулись и устроили для девочки праздник.
Задорный певец поразил покупателей Ленинского рынка в Новосибирске. Молодой человек с мощной колонкой-усилителем устроил импровизированное шоу на тротуаре рядом со входом в торговые ряды. Концерт на свежем воздухе расколол новосибирцев – одни одобряют уличного артиста, другие возмущены самодеятельностью.
Жительница деревни Юрки Чановского района Новосибирской области Елена Шпис работает в школе уборщицей и в то же время содержит на своем подворье шесть молочных коров. Женщина делает домашнюю сметану, масло, творог и сыр. Часть остается для своей семьи, остальное идет на продажу. А семья у нее большая – муж и шестеро детей, самому младшему из которых всего три года.
Один человек госпитализирован в ЦГБ Бердска Новосибирской области с переломом. Несмотря на антигололедные меры, дороги и тротуары остаются очень скользкими.
Бывший глава администрации поселка Колывань Владимир Тайлаков стал фигурантом уголовного дела, связанного с незаконной передачей земли. Ущерб от действий чиновника прокуратура оценила в 61 миллион рублей.
Строительство стратегической автодороги, которая свяжет Мошковский и Тогучинский районы, начали новосибирские дорожники. Стоимость автотрассы – около 2 млрд рублей, закончить работы планируют через пять лет.