Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

«Не надо бояться проблем»

«Не надо бояться проблем»
Фото из архива Раисы Удалой
К 80-летию области «Советская Сибирь» запускает специальную рубрику «Лица эпохи». Знакомство первое: сибирячка, клепавшая самолеты.

Женской профессии «клепальщица», которой Герой Социалистического Труда Раиса Силантьевна Удалая отдала почти сорок лет, уже не существует. Официально признано: такой труд не по силам слабому полу. Можно ли назвать нашу прославленную героиню уходящей натурой? «Нет, — считает Удалая. — Жили-прожили мы не зря».

— Тридцать восемь лет я клепала самолеты, точнее, воздухозаборники. Это такой ящик метр на полтора, а «вход» в него через узенькое окошечко. Залезть туда может далеко не каждый. Когда меня принимали на работу, первым делом испытали — смогу я поместиться в таком ограниченном пространстве или нет. И потом каждый год, когда я в отпуск уходила, мне начальник цеха говорил: «Отдыхайте, но только не поправляйтесь!»

Смена начинается, беру инструменты, ящик с заклепками, забираюсь в свой «домик». Заклепки вставлять нужно так, чтобы заподлицо, как говорится, чтобы их воздушным потоком не вырвало. Иначе они могут попасть в двигатель самолета. Вот с таким подходом к каждой из трех тысяч заклепок за смену! Сотни раз провернешься вслед за этими заклепками по всей внутренности воздухозаборника. На коленях, вверх головой, вниз...

проблемы (1).jpg
Говорить о наболевшем
— Я звонила в профком завода, там вас хорошо помнят. Говорят, таких бойких и старательных, как вы, больше не было. А вы тогда чувствовали себя звездой?

— Я просто старалась работать хорошо, это в крови. Не могла иначе. Когда стали на общественную работу выдвигать, тоже приходилось шевелиться. Была профгрупоргом. Взносы собирала, а потом такие специальные марки наклеивала — в проф­союзный билет и в учетную карточку. Придешь со смены, а тут еще работа. Потом уже всей семьей на эти марки навалились. Не поверите, когда я приехала делегатом на VII съезд профсоюзов, не выдержала. И кроме основной темы выступления, подняла вопрос об этих марках.

Но сколько лет еще прошло, прежде чем их отменили! Не надо бояться говорить о проблемах, но при этом важно и людей щадить. Это самое трудное: чтобы делу польза, а не обида виноватому.— А вам удавалось этот принцип соблюдать?

— Трудно сказать. Старалась. На том же съезде увидела я Евгения Ивановича Шемякина, директора института, который занимался снижением производственного шума. Он бывал на нашем заводе, я его узнала и так сразу ему и ляпнула: «Вот сейчас буду выступать, скажу, что вы нам постоянно обещаете снизить шум, а ничего не выполняете! К нам министр приезжал, не мог до меня дозваться — я ничего не слышала из-за шума». Заметила, что это его сильно задело, и не стала говорить с трибуны.

Потом, в перерыве, Евгений Иванович подошел и так запросто мне сказал, что очень боялся, как я его «опозорю». Это было как спасибо за мое понимание. Конечно, заводской шум и до сих пор остался непобедимым. Это производство, приходится терпеть.

Люди жили трудно
— Тогда к мнению таких знатных рабочих прислушивались? И можно было реально чего-то добиться?

— Люди жили трудно, многого не хватало. Поэтому добиться чего-то для всех, кто нуждался в помощи, было невозможно. Меня это угнетало, потому что я как депутат постоянно сталкивалась с проблемами.

— Но что-то все же удавалось?


— Трогали просьбы тех, кто не о себе заботился. Однажды директор школы попросила за свою ученицу. Она жила с парализованной матерью в ветхом домишке. Колонка за два квартала, печка с углем, вместо туалета ведро под стульчиком с дыркой — мать на улицу ходить не может. А девочка еще и кроликов научилась выращивать, чтобы экономить на еде. Поехала я к председателю райисполкома, зову его, чтобы убедился, думаю, сердце дрогнет.

А он отказывается. Я тогда говорю: «Я не уйду от вас, пока кто-нибудь не съездит со мной к этой семье!» Съездили с его помощницей, она все записала. Но после этого я еще больше десяти раз в исполком ходила, пока не добилась результата. Дали наконец однокомнатную в инвалидском доме.

Никто, кроме меня

— А вы как жили? У вас была квартира?

— Мне было девятнадцать, когда на завод пришла, жила на квартире, в частном доме. Потом замуж вышла, дочка родилась. Завод строил жилье хозспособом, за свои деньги и своими силами. Муж ушел на стройку зарабатывать квадратные метры. Пока дождались получения комнаты, две дочери уже в школу ходили. Муж уговоривал: «Уходи с завода. Будем вдвоем на стройке, быстрее получим отдельную квартиру». В комнате жить, конечно, было невозможно. Дочка училась музыке, и соседи просто не давали ей заниматься.

Подала я заявление на жилье. Начальник цеха пообещал сходить к директору. И вот директор — а это знаменитый Глеб Алексеевич Ванаг — в одну из рабочих суббот к нам в цех пришел, со мной заговорил. Знал уже о моем заявлении. Я к нему — жалуюсь, что меня не пускают на стройку квартиру зарабатывать. А начальник цеха говорит, что, кроме меня, никто в заборник не пролезет.

Глеб Алексеевич пообещал в декабре жилье. Но в декабре мы только узнали, где наш дом, и лишь в апреле въехали в двухкомнатную. Эти стены все мои победы видели. И орден Ленина я получила, и Золотую Звезду Героя, и второй орден Ленина.

Все вытянет, все перенесет

— Раиса Силантьевна, слава, признание — насколько это важно было для вас?

— Думаю, это очень важно для любого человека. Поэтому меня в последние годы удивляло, что государство упускает возможность поощрять вниманием хороших работников. Ведь все на них держится, а не на этой мишуре, что на телеэкране корчится да пляшет. Сейчас кое-что возвращается. Людей труда начинают ценить, вернулись к званию Героя Труда.

А для меня… Меня муж всегда поддерживал, жалел, но за трудолюбие иногда в сердцах называл «дурным ишаком».

И вот как получилось: начальник цеха и парторг завода раньше меня узнали, что мне звание Героя присвоили, приехали поздравлять, а меня дома не было. Возвращаюсь, гостей уже нет, а муж винится передо мной: «Никогда больше не буду тебя ишаком называть!» Наверное, сильно хвалили меня руководители. Я засмеялась, потому что никогда не обижалась: звание ишака тоже непросто заслужить! Он безотказный, все вытянет, все тяжести перенесет.

Признание простых заслуг

— При всей вашей скромности находились те, кто завидовал?

— Я бы так не сказала. Но иногда слышала, что люди удивлялись. Ведь на таком заводе, как наш, каждый десятый герой. Сложное производство, испытания самолетов — сколько нужно мужества, знаний, да и здоровья! А тут я — с простой специальностью. Но думаю, что моя награда — это как знак для всех рабочих, признание и наших простых заслуг.— Тогда еще говорили, что социалистический труд должен быть передовым и по технологиям и поощрять нужно тех, кто их освоил.

— Всегда был и будет разный труд. И самый простой, но очень нужный людям, в том числе и ручной. И выполнять его тоже можно по-разному.

— Что, на ваш взгляд, самое ценное в жизни человека вообще и вашей конкретно?

— Чем раньше поймешь ценность труда и его влияние на весь твой путь, тем лучше. Тогда и семья сложится, и дети хорошие вырастут. Трудом любому горю поможешь — хоть в стране, хоть в семье.

Думаю, очень важно, что в руководстве нашей области приняли решение о награждении новосибирскими знаками отличия. Даже бывший секретарь обкома КПСС Александр Павлович Филатов говорил, что самая дорогая для него награда — это звание почетного жителя Новосибирска.

Досье

Раиса Силантьевна Удалая родилась 16 августа 1931 года в селе Осиновка Чулымского района Новосибирской области в крестьянской семье.
С 1951 по 1997 год работала на Новосибирском авиационном заводе имени В. П. Чкалова. Участвовала в изготовлении воздухозаборников и других элементов конструкции для реактивных истребителей МиГ-15, МиГ-17 и МиГ-19, сверхзвуковых перехватчиков Су-9, Су-11, Су-15 и Як-28П, сверхзвукового фронтового бомбардировщика Су-24 и их модификаций.

Избиралась делегатом VII съезда профсоюзов, трех съездов КПСС.
В 1971 году за успешное выполнение пятилетнего плана награждена орденом Ленина.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1976 года за выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники удостоена звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В 2000 году присвоено почетное звание «Гражданин XX века Новосибирской области».

Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №6 от 8 февраля 2017 года

Еще в сюжете
Похожие новости

В ближайшее воскресенье, 29 июля, в Новосибирске состоится премьера свето-музыкального действа «Царь». Оно посвящено 100-летию со дня гибели царской семьи и событиям, развернувшимся накануне.

Резонанс
Новости
23.07.2018
Остановилось маленькое сердце у лисенка Фоксика, которого с пулевыми ранениями доставили несколько дней назад в одну из ветклиник Новосибирска. Комментаторов в соцсетях очень опечалила эта новость.
Вышла в магазин и остановилась понюхать цветы жительница ЖК «Матрешкин двор», а после стала жертвой домогательств. Разговор с незнакомцами у подъезда чуть не обернулся для обитательницы Кировского района Новосибирска насилием.
Уровень интеллекта (IQ) в Новосибирске оказался выше среднероссийского показателя, достигнув 100,4 балла. Средний уровень IQ по России составляет 98,8 балла.

Больше 20% новосибирцев получают право уйти на досрочную пенсию. Ежегодно на заслуженный отдых раньше уходят около 4 тысяч человек. Повышение пенсионного возраста внесет коррективы в порядок оформления досрочного ухода на пенсию. Оно не коснется работников вредного производства, специалистов правоохранительных органов, многодетных мам.
Ударная авиагруппа ВВС Китая совершила промежуточную посадку в Толмачево по пути в Рязань на «Авиадартс-2018». Состав авиагруппы в этом году был как никогда внушительный. Самолеты прибывали и убывали из Новосибирска в течение трех дней.
Ремонт улиц по программе «Безопасные и качественные дороги»  выполнен в регионе наполовину. По Новосибирску и Бердску показатель еще выше - больше 60%. С небольшой задержкой начали ремонтировать дороги в Кольцово и Оби. В целом, новое дорожное покрытие, островки безопасности, новые светофоры и разметка обойдутся в 2 миллиарда 421 миллион рублей. О том, как ведут работы и почему асфальт укладывают ночью, узнали корреспонденты ОТС.