Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Недолив топлива: «Суммы дикие – 500 тысяч штраф, мы судимся бесконечно»

Недолив топлива: «Суммы дикие – 500 тысяч штраф, мы судимся бесконечно»
Сельхозпроизводители стали меньше обращаться за покупкой топлива к крупным нефтеперерабатывающим предприятиям. Фото @SERGBOB с сайта pressfoto.ru
Почему производители сельхозпродукции снизили закупку дизтоплива у крупных НПЗ? Помогут ли новые методики Росстандарта бороться с некачественным бензином на АЗС? Острота проблем стала очевидна в ходе обсуждения на апрельском заседании Совета при губернаторе Новосибирской области по вопросам защиты прав потребителей, которое провел заместитель губернатора Сергей Семка.

«Самое проблемное топливо – дизельное. Выявлялось превышение серы в десятки, а в некоторых случаях – в сотни раз в результате проверок. Сейчас начинается сельскохозяйственная страда – теоретически сельхозпроизводителями должно потребляться много дизтоплива. Между тем ни одного обращения за последние годы по качеству топлива от производителей сельхозпродукции к нам не поступало. На совещаниях, которые посещало СМТУ Росстандарта, крупные нефтеперерабатывающие предприятия и продавцы говорили о том, что к ним стало меньше обращаться сельхозпроизводителей за покупкой топлива.

Вопрос – где берется дизельное топливо, которое потребляют производители сельхозпродукции?

И почему нет жалоб на качество дизельного топлива?»

Основные проблемы контроля качества топлива на рынке ГСМ выделила в своем докладе и.о. руководителя «Сибирского межрегионального территориального управления федерального агентства по техническому регулированию и метрологии» (СМТУ Росстандарта) Юлия Юрченко.

Разгадка тайны происхождения дизтоплива

«Так как дизтопливо поставляется по сравнительно честным схемам, как у Остапа Бендера, поэтому и нет жалоб на качество. И жалобы на качество будут появляться только в случае, когда техника поработает какое-то время», – предположил заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Семка.

Возникла идея о проверке содержимого емкостей для хранения топлива у самих сельхозпроизводителей, однако этому мешает законодательная дилемма: пока что у контролирующих органов нет прав проверять самих покупателей топлива. А сами сельхозпроизводители не обязаны сообщать – где они приобрели солярку. И пока жалоб от покупателей на качество топлива нет – нет возможности выяснить, где оно было приобретено.

«Если сельхозпроизводители закупают топливо в процедурах госзакупок, то, вероятно, возможна коррекция этих процедур на обязательные пробы?» – предложила президент ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» Юлия Золотовская.

А Юлия Юрченко напомнила, что на приобретение сельхозтехники выделяется достаточно много льготных государственных субсидий. При этом техника из-за некачественного дизельного топлива выходит из строя значительно быстрее обозначенных гарантией срока.

Участники заседания пришли к выводу, что вопрос необходимо тщательно проработать, чтобы найти механизмы ликвидации «серых» схем при закупке некачественного дизтоплива.

Спасут ли оборотные штрафы от «бодяги» и недолива?

«Руководитель федерального агентства Алексей Абрамов на Арктическом форуме говорил о том, что в этом году, возможно, будет внесено изменение в Кодекс административных правонарушений – о введении оборотных штрафов, таких же, как за качество – теперь и за недолив топлива», – напомнила Юлия Юрченко.

бензин фото Елены Шумиловой

Однако насколько эффективно помогает введение оборотного штрафа? Президент ассоциации независимых нефтетрейдеров усомнилась в эффективности штрафных мер.

«С 2018 года в Кодексе об административных нарушениях введен оборотный штраф за некачественное топливо, то есть за топливо, несоответствующее техрегламенту Таможенного союза, – сказала Юлия Золотовская. – Эта мера была выдвинута законодателем как инструмент для снижения в обороте некачественного топлива. Но результаты, которые были достигнуты, судя по статистике, не сильно радуют. По тем данным, которые были предоставлены СМТУ Росстандарта, за 2017 год было проверено 15 АЗС – в 5 случаях были установлены нарушения. За 2018 год – проверено 13 АЗС – в 5 случаях были установлены нарушения. Можно ли говорить, что оборотный штраф достиг своей цели и является эффективной мерой, направленной на снижение «серого» оборота топлива? Очевидно, что нет».

В качестве примера эффективной борьбы по контролю качества топлива Юлия Золотовская рассказала о пилотном проекте в Санкт-Петербурге под названием «От НПЗ до бензобака», который проходит по согласованию с Росстандартом Ленинградской области и региональным правительством. Это внедрение системы слежения за топливом, сходное с системой ЕГАИС. Президент ассоциации независимых нефтетрейдеров предложила использовать этот опыт на территории Новосибирской области.

Юлия Юрченко рассказала, что юридические процедуры сдерживают эффективность штрафных мер:

«Всего год прошел, мы судимся бесконечно, суммы дикие – 500 тысяч – минимальный штраф.

Но проблема в процедуре – пока к нам приходит обращение (от граждан), пока мы приходим с проверкой – на АЗС уже просто другая партия топлива».

Общественников отпугнула методичка Росстандарта?

Еще один способ, который мог бы способствовать снижению доли некачественного продукта – общественный контроль. Росстандартом недавно были утверждены «Методические рекомендации по организации проведения общественного контроля партнерства и взаимного сотрудничества в сфере топливного рынка». На основании этого общественный контроль из стихийного, бутафорского явления мог бы стать цивилизованным инструментом контроля качества топлива.

«Все мы помним рейды общественников на АЗС с пластиковыми бутылочками, в которые набирались пробы, потом непонятно в каких лабораториях проводились испытания, – напомнила Юлия Юрченко. – Методические рекомендации, утвержденные Росстандартом, позволяют общественным организациям подключиться к мониторингу качества топлива на легальной, законной основе.

Но, к сожалению, с появлением методических рекомендаций деятельность этих организаций заметно снизилась.

Видимо, стало неинтересно проводить нашумевшие рейды с освещением результатов в СМИ. Хотя методика предусматривает правовое обоснование общественного контроля, порядок отбора проб и процедуру передачи в аккредитованные лаборатории образцов».

Юлия Юрченко напомнила, что за период с 2018 по 2019 годы в Новосибирской области не было пока ни одного обращения от общественной организации по качеству топлива: «Мы ждем. Недавно, например, в Бурятии, отлично сработал Общероссийский народный фронт: правильно отобрали  пробы, все сделали верно, надеемся, будет неплохой результат».

По словам и.о. руководителя СМТУ Росстандарта Юлии Юрченко, качество автомобильного топлива год от года растет. Отмечается сокращение доли суррогата: с 20% в 2015 году до менее 9% в 2018 году. По данным Росстандарта, это привело к высвобождению российского топливного рынка для добросовестных предпринимателей на сумму около 300 млрд рублей.

За 2018 год и до середины апреля 2019 года «Сибирское межрегиональное территориальное управление федерального агентства по техническому регулированию и метрологии» (СМТУ Росстандарта) провело 138 проверок качества нефтепродуктов на территории СФО. Было выявлено 57 нарушений. Отобраны образцы продукции на 61 АЗС, одном нефтехранилище и 1 предприятии по производству нефтепродуктов. В 41 случаях было выявлено некачественное топливо – с превышением массовой доли серы.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Похожие новости

Люки дождевой канализации в Новосибирске продолжают воровать, автомобилисты разбивают машины, пешеходы получают увечья. Мэрия Новосибирска за последние полтора года выявила примерно 50 км. бесхозных канализационных сетей. Что нужно сделать, чтобы люки прекратили воровать? Решение проблемы искали участники заседания комитета Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, ЖКХ и тарифам 16 октября.

Резонанс
Новости
Певец Егор Крид обратился к второкласснице из Новосибирска, которую выгнали с чаепития и тем самым довели до слез. Неравнодушные люди скинулись и устроили для девочки праздник.
Задорный певец поразил покупателей Ленинского рынка в Новосибирске. Молодой человек с мощной колонкой-усилителем устроил импровизированное шоу на тротуаре рядом со входом в торговые ряды. Концерт на свежем воздухе расколол новосибирцев – одни одобряют уличного артиста, другие возмущены самодеятельностью.
Жительница деревни Юрки Чановского района Новосибирской области Елена Шпис работает в школе уборщицей и в то же время содержит на своем подворье шесть молочных коров. Женщина делает домашнюю сметану, масло, творог и сыр. Часть остается для своей семьи, остальное идет на продажу. А семья у нее большая – муж и шестеро детей, самому младшему из которых всего три года.
Один человек госпитализирован в ЦГБ Бердска Новосибирской области с переломом. Несмотря на антигололедные меры, дороги и тротуары остаются очень скользкими.
Бывший глава администрации поселка Колывань Владимир Тайлаков стал фигурантом уголовного дела, связанного с незаконной передачей земли. Ущерб от действий чиновника прокуратура оценила в 61 миллион рублей.
Строительство стратегической автодороги, которая свяжет Мошковский и Тогучинский районы, начали новосибирские дорожники. Стоимость автотрассы – около 2 млрд рублей, закончить работы планируют через пять лет.