Новосибирск -12 °C
  1. ОБЩЕСТВО
  2. Имидж

Николай Симонов: «Терять время на проекты без инвестиций бессмысленно и неэффективно»

Николай Симонов: «Терять время на проекты без инвестиций бессмысленно и неэффективно»
Фото предоставлено пресс-службой правительства Новосибирской области
Программа реиндустриализации экономики Новосибирской области успешно  работает, однако  система отбора проектов действует недостаточно эффективно. О том, что необходимо сделать для усиления инвестиционной привлекательности проектов, участвующих в программе, и о ее поддержке на федеральном уровне рассказал министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Николай Симонов.

- Работает ли программа реиндустриализации экономики Новосибирской области на данном этапе?

- Работает! Я уверен в этом по результатам постоянного общения с командами проектов, инициаторами, экспертами. Большая часть флагманских проектов программы находится в сфере внимания власти, различных министров и ведомств. Идет формирование реестра приоритетных проектов, в число которых можно попасть через совет по инвестициям при губернаторе Новосибирской области. А оператором программы является минэкономразвития нашего региона.

Недавно был принят блок законов по инвестициям. Определены преференции для приоритетных проектов по целому ряду госпрограмм  поддержки, в развитие федерального закона о промышленности принят областной закон. Отсюда и возникает стремление у целого ряда команд и производств стать участниками общей программы реиндустриализации.

- Насколько эффективно выстроена система отбора проектов для этой программы?

- На мой взгляд, необходимо выстраивать новую систему отбора. К этому выводу я пришел, оценивая опыт подготовки и оценки проектов годичной давности. С одной стороны, отбор проектов через создание рабочих групп под руководством отраслевых министерств вполне приемлем с точки зрения административного ресурса. Но зачастую и субъективен, так как ограничен ведомственностью и финансами отраслевых программ и опытом их использования. Несмотря на широкое обсуждение проектов среди экспертов, специалистов, конкурсности при их отборе не было. Принципы и критерии отбора не были разработаны. И это, на мой взгляд, является минусом при планировании и организации  будущей работы. Это первое.

Во-вторых, несмотря на все наши усилия, до инициаторов не удалось донести, что эта программа не кормушка, где можно взять некие средства (порой исчисляемые в миллиардах рублей) на реализацию даже самых, казалось бы, актуальных проектов.  Зачастую они обосновываются такими аргументами: импортозамещение,  экспортоконкурентность, превосходство над мировыми аналогами, внедрение и разработка самых передовых технологий и материалов и так далее.

Но при этом во многих проектах отсутствует заинтересованный инвестор, не указан реальный рынок сбыта, нет оценки конкуренции на рынках страны, региона. Тем не менее, инициаторы считают необходимым включить проект в программу реиндустриализации. Вот почему я еще раз говорю о необходимости разработки нового механизма отбора.  

Третий, важный фактор, логично вытекающий из второго: без реальных инвесторов проекты включать в программу нельзя. Сегодня государство нацелено именно на поддержку реальных шагов бизнеса, причем в небольшом объеме. Терять время на проекты без инвестиций, какими бы красивыми они ни были, бессмысленно и неэффективно. Это чревато большой потерей времени. Именно поэтому уже в текущем году наше  министерство по максимуму постаралось сосредоточить свои возможности на поддержке не только реальных флагманских проектов, но и других перспективных направлений промышленности.

- Приведите, пожалуйста, примеры.

- В прошлом году совместно с компанией «Оксиал» мы начали комплектовать  участок новых материалов центра прототипирования Академпарка  для разработки новых материалов и технологий по шести направлениям. В этом году продолжим эту работу. Также мы поддержали и в дальнейшем будем оказывать содействие компании ПХТ в получении льготного кредита на строительство 50-ти тонного реактора для производства основного сырья по этому проекту.

В предыдущие годы правительство по различным направлениям поддерживало создание производства биокерамики через реализацию проектов НЭВЗ–Керамикс, медицинского технопарка и так далее. В текущем году по программе поддержки малого и среднего предпринимательства региона  мы поддержали открытие медицинского индустриального парка по производству ЭНДО и ЭКЗО протезов, средств реабилитации, открытого в Первомайском районе города Новосибирска, путем частичного субсидирования затрат инвестору на инженерную инфраструктуру и реконструкцию здания в объеме 40 миллионов рублей. Также мы поможем заявкам резидентов этого проекта в фонде федерального развития промышленности, фонде Бортника по НИОКРам и новым разработкам.

медведев, городецкийjpg

Дмитрий Медведев одобрил программу реиндустриализации Новосибирской области. Фото Аркадия Уварова

Но ценнее выделенных денег то, что нам удалось совместно с Минздравом НСО, РФ и руководителями НИИТО и Медтехнопарка провести международный медицинский форум (более 500 участников). Форум был спутником «Технопрома», на нем рассматривались вопросы продвижения своей продукции и технологий на российский рынок, в другие регионы страны.

- Какие проекты вызвали, на ваш взгляд, наибольший интерес?

- Два проекта из десяти были удачно представлены на выставке передовых технологий «Технопром» премьер-министру страны Дмитрию Медведеву. Это кластер аддитивных технологий (инициатором является компания Эпос-инжиринг) и НППА - Национальная промышленная платформа автоматизации (инициатор – компания «Торнадо»). В первом случае это первый в России 3D-принтер по металлу и оборудованию для производства порошков, во втором случае - промышленный компьютер и программное обеспечение для промышленной автоматизации. По итогам презентации получены поручения в адрес различных министров и ведомств по продвижению этих разработок и оказанию поддержки проектам. Одновременно в эти же дни конкурсная комиссия Минпромторга НСО приняла решение об оказании финансовой поддержки НПЦ этих организаций для выполнения НИОКР в развитии данной тематики (на 28 миллионов рублей суммарно по двум проектам).

В поле зрения министерства находятся заявки других новосибирских предприятий Фонда промышленности РФ  (Элсиб, Сиблитмаш и другие). Мы оказываем поддержку в сопровождении этих заявок. И хотя здесь речь идет о господдержке, должен еще раз подчеркнуть - в основе всех этих проектов инвестиции самих предприятий, собственников, акционеров. Причем, это реальные и зачастую довольно существенные вложения. А господдержка применяется для ускорения процессов реализации проектов, увеличения эффективности.

- Появились ли новые проекты в рамках развития программы реиндустриализации?  

- В части работы по получению льготного кредитования через корпорацию развития МСП речь идет не только о девяти проектах, публично рассмотренных с участием руководителя корпорации и губернатора, но и о новых.

В июне 2016 года кредит по «Программе 6,5» в размере 90 миллионов рублей получило ООО «Научно-производственное объединение Компас здоровья». Предприятие производит продукты здорового питания и работает в Новосибирске с 2010 года. Кредит был необходим на приобретение производственного помещения и организацию производства. Деньги предоставлены Банком ВТБ 24 (ПАО) на пять лет. Также дано поручительство Гарантийного фонда НСО в размере 25 миллионов рублей. Кстати, совсем недавно мы подписали с Корпорацией развития МСП соглашение о создании рабочей группы по взаимодействию и продвижению новосибирских проектов. С нашей стороны ее возглавил заместитель губернатора НСО Сергей Семка.

Кстати, кредитно-финансовые организации нашей области ничуть не менее правительства заинтересованы в работе с Корпорацией по обслуживанию МСП. И сегодня мы проводим работу по аккредитации региональных банков: «Левобережный» и банк «Акцепт». Эти банки находятся среди лидеров по кредитованию МСП в Новосибирской области, и мы выступаем за расширение их возможностей в этой плоскости. Это лишь несколько примеров конкретного взаимодействия с федеральной структурой поддержки и с федеральными ведомствами. Уверен, что достойное место среди новых проектов займет компания «Элтекс» - ведущий российский производитель новейшего телекоммуникационного оборудования, он заявляется в программу ОАО «СКТБ «Катализатор». Уверен: будут и другие!

нэвз керамикс, уваров

На заводе «НЭВЗ-Керамикс» новейшее оборудование. Фото Аркадия Уварова

- Каковы ближайшие перспективы и задачи по развитию программы реиндустриалзации?

- Надеюсь, что с началом деятельности рабочей группы по сопровождению программы реиндустриалзации Новосибирской области под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича у области появятся новые возможности взаимодействия на федеральном уровне. Рабочей группе будут представлены основные  флагманские проекты для вывода их на федеральный уровень. По всей видимости, предстоит обновление или пополнение списка этих проектов к началу 2017 года. И в этой связи необходимо определиться с управлением процессами развития и реализации этой программы.

Повторюсь, но опыт управления только через властные структуры имеет серьезные ограничения, попытка привлечь к этому процессу новообразования (центр кластерных развитий, АРИС, АИР) пока реальных результатов, кроме консультационных, не дали.

Вопрос управляемости программой реиндустриализации и сопровождения проектов выходит на первый план. Причем, сопровождение именно реальное, техническое, а не только политическое, осуществляемое руководством области.

Думаю, что помимо стратегии и самой программы реиндустриализации, совет реиндустриализации должен обсудить и этот вопрос с учетом его важности на данном этапе.

Справка

Николай Симонов - министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области. Родился 9 мая 1959 года в поселке Комсомольский Мамонтовского района Алтайского края. В 1985 году окончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта. В 1999-м прошел профессиональную переподготовку в Сибирской академии государственной службы по специальности «государственное и муниципальное управление». С 1992 по 2000 годы работал в аппарате управления мэрии,  занимал разные руководящие посты. С 2000-го по настоящее время работает в правительстве Новосибирской области. Является одним из самых опытных управленцев команды действующего губернатора. С 2007 до 2010 года руководил департаментом транспорта и дорожного хозяйства, с 2010 года по май 2013 года - министр транспорта и дорожного хозяйства. С апреля 2014 года - министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области.

Районные СМИ

Не пропустите

Новости раздела

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: