Корреспондент VN.ru побывал накануне на генеральном прогоне нового спектакля и убедился, что постановка действительно получилась особенной. Как, впрочем, и две предыдущие оперные премьеры, созданные в соавторстве главного дирижера НОВАТа Дмитрия Юровского и режиссера Вячеслава Стародубцева – «Турандот» Пуччини и «Аида» Верди, чрезвычайно тепло принятые публикой и весьма высоко – критикой. И вот «Пиковая дама» – явно новая ступенька в этом творческом дуэте. Какой, кстати, была она и для Чайковского, который говорил, что до создания этой оперы он был одним, после – стал другим.
На сцене нет сложных интерьерных декораций под старину, здесь много игры цветом, светом и тенью, а образ карточной колоды стал доминантой в костюмах персонажей – представителей высшего света: у каждого на груди обозначен символ его карточной масти. Когда же «колода» поворачивается спиной к зрителю, тот видит изнанку, точнее, классический ромбовидный клетчатый узор ее обратной стороны, так называемой «рубашки»… Но главное в этом спектакле – чувства героев, которые сложны, претерпевают по мере развития истории различные изменения и доходят до невероятного накала как в музыке, так и в проявлении эмоций на сцене.
– Мы попытались снять определенный вес с монументальных оперных эпизодов, – говорит дирижер-постановщик Дмитрий Юровский. – По крайней мере, не делать масло масляным. И в то же время добавить лиричности и драматичности, которые свойственны Чайковскому.
На счету 36-летнего дирижера десяти оперных постановок «Пиковой дамы» в разных странах мира, новосибирская – одиннадцатая. А первая была не больше не меньше, как в столице Монако – Монте-Карло. Там, как рассказал Дмитрий Юровский, оперный театр находится внутри роскошного казино, откуда во время репетиций, как свидетельства происходящих драм, раздавались порой душераздирающие крики…
– Даже странно сейчас вспоминать, – смеется дирижер.
В биографии тридцатипятилетнего режиссера-постановщика «Пиковой дамы» Вячеслава Стародубцева имя Чайковского, тоже, можно сказать, наполнено особым смыслом, начиная с того, что он с успехом исполнял партию Ленского на сцене московского театра «Геликон-опера»,
Фото Виктора Дмитриева
а также исследовал некоторые аспекты творчества композитора в искусствоведческой диссертации. Говоря о своей третьей (после «Турандот» и «Аиды») новосибирской постановке, режиссер подчеркнул:
– Вообще, я ставлю драматический спектакль. Чайковский гениален, и любая концепция тут будет смотреться убого. Меня раздражают очень пышные постановки с богатым декором. Мне захотелось минимилизировать все только потому, что здесь самое главное – эмоции, переданные голосом. И еще хочется, чтобы новосибирцы увидели своих замечательных солистов в драматическом проявлении. Для исполнительницы партии графини Ольги Обуховой захотелось сделать что-то адресно: как и у Чайковского, и у Пушкина, она молода, она – не старуха…