В России дети считают деньги лучше своих родителей. По последним данным международных исследований финансовой грамотности, лишь четыре процента 15-летних школьников нашей страны показали хорошие знания в этой области. Уровень взрослых еще ниже.
О вопиющей невежественности нашего народа в вопросах финансов свидетельствуют трагедии из сводок МВД. Расчет теперь на детей, чтобы новое поколение образумило взрослых. Характерной чертой последних эксперты называют чрезмерную доверчивость и неспособность планировать семейный бюджет даже на среднесрочную перспективу.
Прожить на свои?
Наш регион отметился одним из первых примеров банкротства физлиц. Молодая пара переехала в Новосибирск из села и стала первой семьей-банкротом, задолжав банкам и магазинам более 700 тысяч рублей. Кредиты брали, чтобы платить за арендованную квартиру и бытовую технику, без которой невозможно обойтись. Теперь, лишившись всего, вернулись в село, чтобы жить исключительно на свои.
Теперь представим, что такая семья планирует переезд, руководствуясь еще ленинскими идеологемами: «Ввяжемся в бой, а там будет видно!» Но тут ребенок, только что освоивший азы арифметики, говорит родителям: мол, давайте посчитаем, какой должна быть ваша зарплата, чтобы прожить в городе. Узнаем стоимость аренды жилья, кредитные ставки и сроки выплаты заемных денег для покупки необходимого — стиральной машины, телевизора и так далее. Учтем расходы на проезд, ведь вряд ли вы найдете работу рядом с домом. В какую школу я пойду? Может быть, там тоже нужны взносы? После всех подсчетов переходим к предложениям на рынке труда…
Вот примерно так в идеале выглядят надежды Минобра РФ и банковской системы на новый образовательный курс финансовой грамотности населения.
— Возможно, со временем в школе появится новый обязательный предмет — финансовая грамотность, — сообщил «Советской Сибири» руководитель регионального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования в Новосибирской области (РМЦ) Станислав Кобук. — На сайте центра будут размещены различные методики, которыми смогут воспользоваться не только учителя, что прошли у нас курс обучения, но и те, кто территориально удалены от наших аудиторий. Политика в стране постепенно избавляется от иллюзий патернализма, когда государство — это «папа». Сейчас рассматривается наиболее реалистический вариант для России — субсидиарное государство, которое призвано вкладывать в развитие общества в целом, помогать только тем, кто сам себе помочь не может. Население должно быть готово к этому.Бухгалтер своей судьбы
РМЦ создан на базе Сибирского института управления — филиала РАНХиГС. Здесь в ближайшее время повысят квалификацию 450 педагогов из Новосибирской области, работающих в учреждениях среднего профессионального образования, детских домах и школах-интернатах. Первый выпуск состоялся на днях.
Чему должны учителя научить детей, вернувшись в свои классы? Наверное, лишить «счастливого детства», когда государство за тебя уже все прописало на много лет вперед по заданной схеме. Теперь любую схему нужно обсчитывать, стать бухгалтером своей судьбы.
Преподаватели курсов считают: необходимо повысить осведомленность о финансовых продуктах, уровень знаний и компетенций в области личных финансов, сделать более адекватным финансовое поведение.
Какие же школьные программы должны «подвинуться», чтобы было время для таких специальных занятий?
«Всего под два процента»
— Вот реальная история, которая произошла с моим коллегой, — рассказал Станислав Кобук. — Потерпев очередную неудачу в трудоустройстве, он сел на диван смотреть телевизор. В это время раскручивалась эпопея МММ. Сообразив, что это мощная пирамида, он поспешил продать однокомнатную квартиру и вложить все деньги в МММ. Уловив пик высоких процентов, забрал всю сумму и купил трехкомнатную квартиру. Такие истории и подкрепляют легенды о быстром обогащении. Случай, конечно, может стать великим помощником. Но только помощником, а не базовым проектом.
Однако жизнь как раз изобилует примерами другого рода. «Только паспорт покажите и свои деньги заберите!» — призывает реклама буквально на всех фонарных столбах. Нынче деньги выдают даже в непрезентабельных киосках «всего под два процента». Но каждый ли видит, что это два процента в день, то есть как минимум 720 процентов в год? Жаждущие быстрых денег порой не в состоянии совершить даже простых арифметических действий. И когда кредит на сумму 10 тысяч рублей обрастает процентами и доходит до сотен тысяч, уже поздно планировать личный бюджет.
Топ-5 «глупых» вопросов
А есть и такие примеры, когда рискуют не кредитными, а собственными деньгами. Пожилой человек продал квартиру, чтобы играть на бирже ценных бумаг, где идет оборот огромных сумм. Стоит ли говорить о том, что это требует не только специальных знаний, опыта и высочайшего профессионализма? Если вам фраза «стратегии бинарных опционов» ничего не говорит, не стоит бросаться в омут фондовых операций на бирже. Здесь недостаточно быть энтузиастом и иметь какие-то базовые знания. Эксперты советуют: чтобы проверить себя, посмотрите на топ-5 «глупых» вопросов по финансам. Если вы задаете их сами себе или окружающим, вам срочно нужен финансовый ликбез.
1. Куда вложить деньги?
2. В чем хранить сбережения?
3. Какой брать кредит и дадут ли мне его?
4. Что делать, если нечем платить за кредит?
5. Как получить налоговый вычет? И надо ли вообще платить налог?
Не стоит отчаиваться. Мы, россияне, не самые тупые в мире. Программы повышения финансовой грамотности действуют во многих странах, как развивающихся, так и развитых. Потому что у любого человека есть только две финансовые проблемы: либо деньги есть, либо денег нет. Если их нет — это риск потерять последнее: взять заём без расчета возможностей. Но если они есть, меняется зона риска: как их сохранить и по возможности приумножить? «Мы сидим, а денежки идут» — слоган, под которым прошло много похоронных процессий средств, вложенных под высокие проценты в различные фонды, которые в итоге оказались мыльными пузырями и лопнули еще до суда.
Мнения
Наталья Сычева, учитель истории и обществознания гимназии № 1 Новосибирска:
— Думаю, что у каждого из нас есть вопросы, на которые хочется получить ответы специалистов. Деньги — это касается всех. На курсах РМЦ я пыталась усвоить максимум знаний, чтобы убедительно отвечать на вопросы учеников.
Оксана Коломыц, учитель истории и обществознания средней школы № 109 Новосибирска:
— Перед нами ставят задачу — сформировать новое общество с новым пониманием будущей жизни. Предстоит потрудиться над тем, чтобы школьное поколение училось смолоду понимать свои финансовые перспективы, научилось практически подходить к решению таких житейских задач, как соотнесение зарабатываемых денег и уровня жизни, на который претендует человек. Это либо «троечное» отношение к своему будущему, либо «отличное». Для себя я вижу возможность проведения полновесных уроков не только с детьми, но и с родителями.
Алена Панова, учитель истории и обществознания Кочковской средней школы Новосибирской области:
— Ценность обучения, которое мы прошли в РМЦ, в том, что оно ориентировано на практическое применение полученных знаний, содержательно привязано к практике. Думаю, что и у детей будет реальный интерес к финансовым знаниям. Одно дело учить, что кто-то из Рюриковичей действовал в каком-то далеком веке, и другое, когда есть зацепка за реальную повседневную жизнь. Надо знать, как платить налоги, как не потерять деньги в пирамидах разного толка.
Оксана Мезина, учитель русского языка и литературы средней школы города Татарска Новосибирской области:
— Я преподаю литературу и русский язык, являюсь классным руководителем в восьмом классе. Думаю, что как раз внеклассные занятия могут стать очень интересными для моих учеников, если я выберу финансовую тему. Что касается профильного предмета, то вся мировая литература наполнена сюжетами, связанными с наследством, деньгами: сколько трагедий исследовали писатели на эту тему! Деньги — это и психология. Все подобные истории детям очень интересны, и мы будем их связывать с текущими финансовыми заботами.
Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №49 от 7 декабря 2016 года
Фото с сайта pixabay.com