Поганый, Битеневский, Пушкарев - это названия крупных островов на Оби, мимо которых мы проплываем. С другой стороны – исчезающая деревня Большое Брагино. Берег там подмывает и дома сползают в воду. Например, баня скоро упадет.
Если верить интернет-энциклопедии, в населенном пункте, основанном еще в 1600-ом году, остался лишь один житель. Это уже Томская область, Шегарский район. Недалеко отсюда – в устье Томи – заканчивается зона ответственности новосибирских речников-путейцев. Весной они ставят буи, указывающие безопасный судовой ход. Осенью, когда уровень воды низкий, закрывают навигацию и убирают плавучие знаки на берег.
«На этом участке судовой ход меняется. Он может за навигацию раза два смениться. То есть, если судоводители весной прошли на Север, возвращаются и удивляются: ничего себе, как тут у вас все изменилось!», - рассказал капитан-механик теплохода «Скворец» Евгений Вайс.
Течением сюда несет песок, появляются отмели, говорит Евгений Вайс. Из рубки теплохода он следит за своим экипажем, который сбрасывает за борт плавучие знаки вместе с грузами-якорями. Специалист смотрит, как выравнивается буй и, если все хорошо, произносит: «За кормой!».
Обь здесь гораздо шире, чем в Новосибирской области: кое-где расстояние между берегами больше километра. Несколько раз речной толкач «Прилив» с баржей уходит от столкновения с огромными бревнами. Встречаются топляки. Раньше их убирал так называемый «Карчекран» с лебедками, крепкими тросами. Работала команда водолазов. Сейчас такого судна нет. Деревья, которые могут помешать движению, извлекут из воды с помощью обстановочного теплохода «Скворец».
В рейсе люди трудятся по 12 часов в сутки. И все же выкраивают время для хобби. Передав управление сменщику, опытный капитан Виктор Проскуряков идет в каюту читать на нидерландском языке, откуда русские флотоводцы заимствовали десятки корабельных терминов. Например, гальюн, киль, шпангоуты, фарватер.
Тем временем, второй помощник капитана Валентин Рощинский поднимает гири, гантели и 40-килограммовую штангу, сделанную из лома и старых крепежных деталей. «Что может быть прекраснее, чем занятия спортом на свежем воздухе. Красоты Сибири! Вот так после вахты и занимаемся, помогает поддерживать организм в тонусе. В принципе, у нас работа физическая, бывают нагрузки».
Судовой повар Светлана Герасимова держит в каюте Корелла и ожереловых попугаев Чику и Сашу, которые уже несколько сезонов ходят с ней по реке. Самец смелый: сразу летит знакомиться. «Чика стесняется, не разговаривает - она же девочка! Едят гранат, яблоко, морковку, свежий хлеб обязательно утром и вечером, колбасу, курицу. Пока сам не поест, меня к тарелке не подпускает».
Установить все железные поплавки до сумерек за день не успели. Встали на ночевку в деревне Кулманы. Завтра - подъем в пять утра и снова за дело. Наши земляки встретили несколько толкачей, владельцы которых на свой страх и риск (то есть, до официального начала навигации) отправили транспорт за грузом. Торопятся открыть сезон, говорят путейцы. Если вверх по Оби, порожними, они еще пройдут, то вот обратно, со щебнем и в отсутствии буев на реке, уже не смогут: осадка не позволит. Будут ждать.