vn
Новосибирск -1.8 °C
  1. ТРАНСПОРТ
  2. Авто

Российский рынок спецтехники: адаптация к новым реалиям и точки роста

Российский рынок спецтехники: адаптация к новым реалиям и точки роста
Фото Андрея Заржецкого, VN.ru
Российский рынок спецтехники переживает период трансформации. После рекордного 2024 года, когда продажи коммерческой техники достигли 255 500 единиц, отрасль столкнулась с резким падением спроса, которое, по данным «Автостата», составило 60% к июлю 2025 года. Однако уже наблюдаются первые признаки восстановления. О том, как изменилась структура рынка, о перспективах возвращения зарубежных брендов и влиянии цифровизации на путь покупателя, рассказал директор направления «Спецтехника» в «Авито» Тимур Осипов.

После спада наступает рост

Российский рынок спецтехники - это специализированные машины и механизмы, предназначенные для выполнения работ в строительстве, сельском хозяйстве, перевозках и других видах деятельности. ‎Как отмечает Тимур Осипов, динамика рынка в нынешнем году обусловлена тем, что в условиях высокой ключевой ставки и замедления экономического роста сократился объем капитала в ключевых для спецтехники сегментах – логистике и строительстве. Это привело к снижению спроса как на продажу, так и на аренду техники.

Осипов.jpg
© Тимур Осипов. Фото пресс-службы Авито.

– Подобная ситуация наблюдалась неоднократно, и сейчас мы находимся в ожидании того же явления – скорого всплеска покупательской активности. Уже сейчас есть поводы для осторожного оптимизма. Например, в сентябре-октябре количество просмотров объявлений о продаже спецтехники на платформе выросло на 13% по сравнению с июнем-июлем. – отмечает эксперт.

Поворот на восток

Среди ключевых тенденций на рынке спецтехники в 2025 г. специалист назвал относительно недавний уход крупных европейских, японских и американских производителей, которые создали вакуум на рынке.

– Более успешными оказались те компании, которые стали развиваться в России заблаговременно – до массового ухода западных производителей. Среди таких брендов можно выделить Shacman, Sitrak и FAW. Они какое-то время уже были на рынке и сейчас укрепляют свои позиции, - отмечает Тимур Осипов.

При этом российские компании, по его словам, продемонстрировали высокую адаптивность к новым рыночным условиями, взяв курс на локализацию. На отраслевой конференции «Дело спецтехники» эксперты рынка отметили, что, например, доля российских сельскохозяйственных машин на рынке новой техники достигла 57% в 2025 г. Одним из примеров успешной стратегии можно назвать «КамАЗ», который после выполнения государственных заказов наращивает предложение в коммерческом сегменте. В 2025 г. количество объявлений с техникой, размещенных на платформе официальными дилерами ПАО “КамАЗ”, выросло на 15%.

Что касается возможного возвращения зарубежных брендов, Осипов считает, что им придется активно бороться за лояльность клиента, так как российские и китайские производители сильно укрепили свои позиции и постепенно стали завоевывать все больше внимания клиентов.

– «Ушедшие»‎ игроки во многом присутствуют на рынке и сейчас в формате представительств. Российская Федерация является значимым регионом в глобальном масштабе: если в сегменте легковых автомобилей наша страна входит в топ-10 крупнейших рынков мира, то в сфере коммерческой и специальной техники мы занимаем позиции в первой пятерке, а в европейском регионе являемся абсолютным лидером рынка, - акцентирует эксперт.

Китайские автопроизводители, вышедшие на российский рынок в период 2022 г. и после него, сумели занять свою нишу, однако столкнулись с определенными трудностями. При высоком спросе они выстраивали агрессивные планы продаж, рассчитывая реализовать значительно больше техники, чем оказалось возможным, что привело к перенасыщению складов и парков. И сейчас значительная часть техники простаивает из-за отсутствия ожидаемого спроса. В будущем производители, вероятно, будут вынуждены продавать остатки по сниженным ценам.

2025-11-12_ЗаржецкийА_0094.webp
© Фото Андрей Заржецкого, VN.ru.

Проверка и господдержка

Цифровизация, по словам Осипова, кардинально меняет рынок, делая его более прозрачным и безопасным:

– Ускоряется взаимодействие между участниками рынка, снижаются издержки. Российский рынок спецтехники переживает цифровую перестройку. Он становится доступнее не только ​​для крупных игроков, но для малого и среднего бизнеса и частных лиц.

В качестве примера он привел интеграцию с платформой «Рососмотр» для проверки продавцов и местоположения техники, что также направлено на проведение безопасных сделок. Система сверяет сведения о реальном местоположении транспортного средства, полученные во время офлайн-осмотра, с адресом, указанным в объявлении. Подобного рода проверки позволяют получать специальные значки, например «Наличие проверено» или «Реальный адрес». Уже сейчас верифицировано 100% продавцов в категориях грузовиков и седельных тягачей во многих регионах страны. Эти и другие меры направлены на достижение главной цели: безопасности при заключении сделок всеми участниками процесса.

Весной текущего года в рамках ПМЭФ (16+) компания «Авито» подписала соглашение с Минпромторгом России. И теперь совместно будет поддерживать отечественных производителей техники в продвижении их продукции внутри платформы. Программа работает уже больше квартала, в ней участвуют в том числе «КамАЗ», «Урал», ГАЗ.

– В середине этого года мы стали отмечать бейджами «С господдержкой» спецтехнику, которая участвует в программе субсидирования от Минпромторга России. Маркировка присваивается объявлениям автоматически в отношении той техники, которая включена в реестр российской промышленной продукции. Сегодня это порядка 2000 объявлений. В скором времени такие предложения будут дополнительно выделяться как на главной странице категории, так и в результатах поиска. Эти и другие меры поддержки производителей мы совместно с представителями Минпромторга России и Центрального банка РФ обсуждали на нашей отраслевой конференции «Дело спецтехники». Например, эксперты касались тем инфраструктурных облигаций и дилерского лизинга. Также в фокусе внимания были технологические вызовы и форматы сотрудничества в отрасли.

2025-11-12_ЗаржецкийА_0003.webp
© Фото Андрея Заржецкого, VN.ru.

Три тренда 2025 года

Несмотря на общую экономическую ситуацию, сегмент аренды спецтехники демонстрирует стабильность: два млн пользователей платформы ежемесячно, 95 000 пользователей ежедневно и от четырех до 7,5 млн просмотров в месяц в зависимости от сезона. Каждый третий пользователь возвращается с новым заказом в течение месяца. При этом структура заказчиков остается стабильной: 60% составляют юридические лица, а 40% – физические.

Сами сделки становятся крупнее, средняя цена заказа выросла с 25 000 до 43 000 рублей, а количество типов техники увеличилось с четырех до шести .

С момента запуска аренды спецтехники в 2024 г. география расширилась с пяти до 12 регионов. Лидерами по спросу являются Московская область и Краснодарский край, а город Москва замыкает топ-3. Спрос на аренду техники сосредоточен в экономически развитых регионах и городах-миллионниках.

Среди ключевых вызовов для рынка Тимур Осипов выделяет дорогие кредитные и лизинговые продукты, которые приводят к старению парка и росту затрат на эксплуатацию, а также дефицит кадров. Еще одной проблемой является недостаточная креативность маркетинга. Именно для ее решения создаются различные познавательные и связанные по тематике идеи, например, реалити-шоу «Фермы зовут» (12+).

– Это проект, который в легкой и доступной форме рассказывает о возможностях платформы, такой формат позволяет не только усилить лояльность брендового сообщества, но и вывести разговор о рынке на новый, более эмоциональный и открытый уровень, - поясняет эксперт.

Говоря о будущем рынка, Тимур Осипов обозначил три ключевых направления развития:

– Первое – цифровизация и автоматизация, такая как автопилоты и удаленное управление. Сейчас наблюдается развитие систем мониторинга и аналитики: использование сенсоров, GPS-навигации и интеграции с облачными платформами позволяет отслеживать состояние техники, прогнозировать поломки и оптимизировать работу. Для спецтехники это не опция, а инструмент повышения эффективности. Второй тренд – применение ИИ для анализа поведения покупателей и точного подбора техники под задачи конкретного клиента. И третий тренд – работа с данными. Рынок испытывает дефицит информации, и цифровые платформы играют важную роль в этом процессе, так как аккумулируют большой объем данных о спросе и предложении. Речь о всей информации по жизненному циклу техники: сведения о ее местоположении, наработке моточасов, расходе топлива, истории ремонтов и текущем состоянии. Сейчас эти сведения часто фрагментированы, но есть высокий спрос на их сбор и анализ для прогнозирования поломок и оптимизации логистики.

По словам Тимура Осипова, современные разработки нацелены на комплексный подход к развитию отрасли, предоставляя цифровую инфраструктуру, внедряя новые технологии и развивая инструменты аналитики и верификации. Это позволяет не только реагировать на вызовы, но и формировать новые стандарты взаимодействия в индустрии.


Районные СМИ

Новости раздела

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: