В середине декабря вице-спикер Законодательного собрания Новосибирской области Наталия Красовская посетила с рабочим визитом Удмуртскую республику, где не только имела содержательную беседу с председателем Государственного Совета Удмуртской республики Владимиром Невоструевым, но и посетила несколько ведущих региональных вузов.
Результатом встреч стало пополнение Консорциума российских образовательных организаций для работы со странами Западной Африки новыми членами. Напомним, что Консорциум был организован на полях Технопрома-2024 по инициативе Центра народной дипломатии, руководителем которого является Наталия Красовская, и Новосибирского государственного университета. К слову, именно в рамках Технопрома-2024 удмуртские вузы — в лице Ижевского государственного технического университета — начали активно налаживать контакты с африканскими коллегами. А в декабрьский визит были оговорены конкретные проекты, реализация которых стартует весной 2025 года на базе Русских домов Центра народной дипломатии в Африке.
Как пишет интернет-ресурс Pravda.Ru, на текущий момент у Центра народной дипломатии, попечителем которого является новосибирская группа компаний «Расцветай», есть два партнерских Русских дома, открытых по соглашению с Россотрудничеством — в Буркина-Фасо и в Нигере. В озвученных планах на 2025 год — открыть филиалы в Гвинее (Конакри) и в Мали. Во всех странах присутствия у Центра налажены контакты с профильными министерствами, государственными парламентами и ведущими вузами. Визитной карточкой Русских домов Центра народной дипломатии являются курсы русского языка. На текущий момент в Буркина-Фасо действуют несколько групп, где русскому языку обучаются более 200 студентов и еще около 800 человек внесены в список ожидания. В Нигере также начали работу курсы русского языка, но набор слушателей ещё идет. Спрос на обучение русскому языку в Западной Африке очень высок и не покрывается имеющимися предложениями. И это — колоссальный потенциал для использования так называемой "мягкой силы".
Кроме того, на базе Русских домов реализуются совместные с вузами проекты. В частности, с Новосибирским государственным техническим университетом — в Уагадугу и Ниамей набраны курсы подготовки для абитуриентов по русскому, математике и физике. Курс по химии и биологии — совместный с НГУ — пока набран только в Нигере, но в январе должен стартовать и в Буркина-Фасо. На следующий год запланирован запуск в Нигере целой программы по подготовке кадров для сельского хозяйства — совместо с Новосибирским государственным аграрным университетом в рамках соглашений НГАУ с университетом Ниамея и университетом Агадеса. Программа включает в себя блоки подготовки рабочих кадров для аграрного сектора экономики — для абитуриентов начального уровня образования, подготовки кадров со средне-профессиональным образованием, с последующим обучением на программах высшего образования (бакалавриат и специалитет), а также блока повышения квалификации для африканских преподавателей. Часть из этой программы будет реализована в рамках квот Россотрудничества. Часть — в рамках соглашений с нигерскими вузами. И, наконец, достигнута договоренность на открытие подфака по IT-специальностям совместно с Ижевским государственным техническим университетом на базе Русского дома в Гвинее, который планируется к открытию уже в марте. Таким образом, Новосибирская область и Удмуртия выходят на межрегиональное сотрудничество в Африке, реализуя совместные проекты в сфере образования.
Сейчас африканские страны активно выстраивают технологический суверенитет, и, как говорится, кадры решают. А Новосибирск самым активным образом продвигает в Западной Африке образовательные возможности своих университетов. Если учитывать присоединившуюся Удмутрию — сотрудничество разворачивается уже на уровне нескольких регионов, т. е. предложение не просто шире, а буквально — есть готовность ответить на любой запрос африканской стороны. И при этом речь в первую очередь идёт о технических, биомедицинских и аграрных специальностях. Российское образование в этих сферах предполагает не только появление лояльных России людей в важнейших для государства направлениях, но и участие России в процессе установления в африканских странах технологического суверенитета.
Во время обучения в российском вузе африканские студенты практикуются на российском оборудовании и изучают российские же технологии. По возвращении домой, когда встанет вопрос о развитии в стране той или иной технологии, решение будет приниматься в пользу той технологии, которая уже этому человеку хорошо знакома и проверена на практике как надежная. То есть по сути, сейчас Центр народной дипломатии объединяет регионы для продвижения не только российского образования, но и российских технологий в Африке. Да и в целом программы трансфера знаний и компетенций — это необходимое дополнение к международному экономическому и технологическому сотрудничеству. Формат "обмена знаниями" позволяет перейти от попыток продажи или внедрения отдельных технологий и решений к формированию и улучшению условий для долгосрочного сотрудничества через управление потребностями, включая такие инструменты, как разработка и сопровождение реформ, новых стандартов и практик нормативно-правового регулирования и т. п.
Безусловно, при выбранном Новосибирском подходе, с упором на сферу образования и подготовки кадров, ждать сиюминутного эффекта не приходится. Это работа "в долгую". Но опыт Советского Союза, наследием которого в Африке мы до сих пор пользуемся, показывает, что экспорт образования — самая эффективная стратегия в долгосрочной перспективе.
Комментарии