Скоро ситуация изменится: минпромторг НСО приступил к реализации проекта #СДЕЛАНОУНАС, в его рамках производителей научат презентовать свой товар, а продукция станет выделяться на полках.
Проект #СДЕЛАНОУНАС должен поспособствовать взаимодействию новосибирских товаропроизводителей и представителей торговых сетевых компаний. Первых научат, как сделать свой товар привлекательным и конкурентоспособным, вторым расскажут, какие товары предлагают областные производители. Сегодня лишь малая часть из них присутствует в крупных торговых сетях: к примеру, среди товаров магазинов «Магнит» лишь 19 процентов — местного производства, в «Пятерочке» их чуть больше — 23 процента. Наиболее лояльны локальные, а не федеральные торговые сети: в «Сибирском гиганте» больше половины продукции — от местных предпринимателей. При этом у населения есть готовность покупать продукты и товары широкого потребления, произведенные в родных краях. Осталось лишь ввести их в сеть. Для этого в рамках проекта #СДЕЛАНОУНАС организовано сразу несколько мероприятий.
Производителей посадят за парту
Правительство области, региональное министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства, Новосибирское отделение Всероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» придумали уникальный образовательный проект «Школа торговли». Участие в проекте бесплатное: кто желает научиться продвигать свой товар, должен был лишь подать заявку и пройти собеседование.
«Уроки» стартовали 8 ноября: они представляют собой серию полуторачасовых семинаров. Завершится «Школа торговли» 18 декабря итоговым круглым столом. А до этого дня дважды в неделю
Преподавателями стали представители власти, бизнеса и общественных организаций, а самое главное — федеральных и региональных торговых сетей. А это значит, что последние и сами интересуются местной продукцией и готовы к сотрудничеству.
Как стать смелее?
Порой продвижению товара мешает нерешительность самого товаропроизводителя, его неуверенность в своих силах. Неслучайно опрос «Опоры России» показал, что 58% производителей даже не пытались войти в торговые сети. А если у производителя нет мотивации продвигать свой товар, то у представителей супермаркетов ее нет тем более. Изменить ситуацию помогут программы личностного развития для предпринимателей: семинары, посвященные продвижению, правильной мотивации, таймингу для производителей, организованы минпромторгом НСО в режиме онлайн-обучения.
Вечер знакомств
Трижды в год в Новосибирске будет проходить нетворкинг «Поставщик в сети»: формат предполагает конвейер проектов, где производитель может презентовать свой товар представителям сразу нескольких торговых сетей. Это поможет установить полезные контакты для возможного сотрудничества. Важно также, что в рамках нетворкинга производитель может сразу услышать экспертное мнение представителей сетей о своем товаре и понять, что необходимо изменить, чтобы он стал интересен магазинам.
Помимо нетворкинга, в регионе по инициативе министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства региона проходят дни поставщика. Организуют их обычно на базе одной из федеральных торговых сетей, расположенных на территории области. В формате живого общения поставщики молочной продукции, хлебобулочных изделий, яиц презентуют свой товар и ищут возможные направления обоюдовыгодного сотрудничества.
Также для производителей продуктов питания будут организованы выездные презентации в торговых сетях, где они смогут ознакомиться с особенностями работы ретейлеров, пообщаться с их представителями и реально оценить свои возможности.
Работа над ошибками
В области создана экспертная группа по взаимодействию торговых сетей с местными товаропроизводителями. Здесь эксперты из числа коммерческих директоров раз в квартал встречаются с товаропроизводителями, чтобы обсудить ситуации, когда предприниматели не смогли зайти со своей продукцией в сети, и найти варианты решения проблемы. Чаще всего, согласно опросу, торговые сети отказываются работать с местными производителями, так как считают, что в их товаре нет потребности, реже их не устраивает цена или объем товара, в 7 процентах случаев есть претензии к упаковке товара. Называют представители сетей и другие причины отказа, например отсутствие истории продаж. Планируется, что экспертная группа сможет раз в год рассматривать 10–15 проблемных вопросов.
Новосибирск — это бренд
В прошлом году на полках некоторых магазинов появились необычные ценники, сообщавшие о том, что представленный товар произведен в Новосибирске. Маркировать продукцию местных производителей узнаваемыми символами было решено как раз в рамках проекта #СДЕЛАНОУНАС. Расходы на изготовление ценников, на которых была изображена снежинка на темно-синем фоне и написано «Сделано в Новосибирске», взяла на себя общественная организация «Опора России». Таким образом мэрия и Новосибирское отделение Всероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» пытались привлечь внимание потребителей к местным товарам. Акцию поддержали сразу несколько торговых сетей — «снежинку» на товары повесили в «Горожанке», «Мегасе», «Гиганте», «Магните» и METRO. Что именно отмечать логотипом «Сделано в Новосибирске», решали сами ретейлеры: многие ставили такой ценник на новосибирских молочных продуктах, яйцах и хлебе.
Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №46 от 16 ноября 2018 года