Журналист VN.ru выяснил у чиновников и представителей общественности, как выстроена эта система отношений в Бердске и каковы ее плюсы и минусы.
Алексей Сединкин, заместитель главы Бердска по вопросам развития местного самоуправления:
– Участие населения в решении вопросов местного значения является ключевым фактором прозрачного взаимодействия между властью и общественностью. Кроме того, разбираться с различного рода ситуациями, делая это в тандеме с общественными организациями, всегда легче. И этот путь сегодня – единственный и самый удобный для решения вопросов. По этой причине руководство города направляет силы на дальнейшее развитие именно территориального общественного самоуправления, чтобы как можно больше горожан принимало участие в этой работе. Правда, сейчас ТОСы организуют, в основном, в частном секторе, и с этим связан ряд недостатков: они мелкие, значит, бердчанам будет тяжело решать глобальные задачи.
Мы ставим перед собой цель – найти активных людей, которые могли бы участвовать в проектах, привлекать к работе депутатов, власть, население. На это, в частности, был направлен пилотный проект под названием «Мы вместе», в котором участвуют три округа: депутаты встречаются с населением и с помощью профессионалов из области изучают методы проектного управления, чтобы решать проблемы на этих территориях.
Радует, что в последнее время граждане чаще обращаются в администрацию – люди понимают, что им окажут помощь. Потому мы и дальше будем работать над усилением связей с общественными организациями, увеличением их количества. К сожалению, бердчане не так активно откликаются, но активистов уже немало – они видят, что сотрудничество приносит свои плоды. Пример тому – микрорайон «Юго-Восточный». Местные жители в администрацию даже благодарственное письмо прислали. То, как ситуация разворачивалась там, в других районах города, говорит об одном: чем организованней люди решают вопросы, тем больше шансов, что их услышат, внесут соответствующие изменения в план социально-экономического развития города.
Александр Бояркин, председатель Совета старейшин города Бердска:
– Власть в Бердске старается быть ближе к народу. Приводные ремни от администрации тянутся к населению благодаря общественной палате, Совету директоров, ассоциации предпринимателей, ТОСам, советам жилых домов, движению «Дети войны», Совету старейшин… У горожан, в свою очередь, есть масса способов воздействовать на чиновников. Они могут делать это через депутатов, проблемы решаются через наказы, на комитетах, и в итоге городу есть чем гордиться. И власть всегда старается советоваться с народом, недавний пример – общественные слушания, в рамках которых проводились обсуждения проекта «Комфортная городская среда».
СМИ тоже в этих процессах принимают участие, благодаря газетам люди могут высказываться, узнавать о работе администрации. Хотя тут есть недоработки: мало информации о работе комитетов, где заседают депутаты, нет рубрик «Депутат на избирательном округе», а ведь это так важно! Тем более что сейчас среди народных избранников много молодых людей – их нужно учить. Хорошо и то, что реакция властей на конструктивную критику всегда здоровая – чиновники идут навстречу людям. К положительным моментам можно отнести организацию личных встреч с жителями города.
Считаю, что Бердску нужно вернуться к практике создания уличных комитетов – территория города на 40% занята частным сектором. Другой момент: в наше время 8% от того, что зарабатывали наши предприятия-гиганты, направлялось на благоустройство города. Сейчас, чтобы навести порядок, нам приходится просить помощи у кого-то. Хотелось бы, чтобы Бердск в дальнейшем вышел из дотационного периода, стал самостоятельным.
Елена Данилова, начальник отдела документационного обеспечения и контроля бердской администрации:
– Местное самоуправление – это в первую очередь конструктивный диалог власти и населения города. Граждан в управленческие процессы можно вовлечь, прежде всего, путем информирования о действиях органов местного самоуправления: опубликования в газете «Бердские новости» решений Совета депутатов и постановлений администрации, размещения на официальном сайте администрации муниципальных правовых актов.
Как может происходить конструктивный обмен мнениями между представителями администрации, общественными организациями и населением? Уставом города определен порядок проведения публичных слушаний по вопросам, затрагивающим наиболее важные аспекты жизни населения. К сожалению, участвуют в них немногие. Мне приходилось видеть пустые места в конференц-зале администрации во время проведения публичных слушаний. Зато хорошо себя зарекомендовала такая форма открытого обсуждения проблем города как их рассмотрение на заседаниях городской Общественной палаты, задача которой – создание консолидированного общественного мнения.
Решения, принимаемые этими общественными институтами, носят рекомендательный характер, но они позволяют иметь «обратную связь», дают возможность получения информации по оценке эффективности принимаемых решений органов местного самоуправления. И эта возможность ведения открытого диалога повышает уровень доверия к власти. Граждане понимают, что их мнения учитываются при выработке принципиально важных решений.
Тамара Гавриш, председатель совета ветеранов бердской администрации:
– На территории Бердска живут люди разных возрастов и профессий, согласно Конституции РФ, именно они и должны властвовать – но как они будут это делать, если рядом не будет хорошего «дирижера»? Вот и получается, что многое зависит от того, кто стоит во главе, то есть от исполнительной власти. Я считаю, что нам повезло – есть человек, который умеет наводить мосты, искать точки соприкосновения с нашим сообществом.
Сейчас на все городские процессы я смотрю со стороны – считаю, что в Бердске все хорошо складывается. Но при организации самоуправления на местах не обойтись без отрицательных моментов. Дело в том, что направить население так, чтобы каждый разбирался в ситуации, все понимал и умел рассуждать, сложно. Вот и появляются бердчане, которые «бурлят», в итоге появляется неоправданная критика в адрес власти.
Но только не понимают такие люди, что многие неприятные ситуации создаются ими же. Например, в Бердске есть проблема – хотелось бы, чтобы город был чище. Но кто мусор разбрасывает повсюду? Обычные жители… Отсюда вывод: каждому прежде, чем требовать что-то от власти, нужно задуматься: что я сам сделал для города? И многие проблемы исчезнут. На мой взгляд, так будут рассуждать бердчане, если говорить с ними на эти темы постоянно – и делать это нужно, начиная с раннего возраста. В наше время в детсадах и школах велась серьезная воспитательная работа – и поколение было другим, так что стоит задуматься о возрождении традиций.
Дмитрий Кудинов, депутат городского Совета депутатов:
– Система местного самоуправления в нашем городе, безусловно, работает, чиновники справляются с задачами, стоящими перед ними, но рано говорить о каких-то итогах – с момента выбора нового мэра только год прошел. Хотя процесс идет: город получает серьезные финансовые вливания на разного рода цели, что является положительным моментом. Самые обсуждаемые проекты такого рода связаны с предстоящим ремонтом дорог – в этом году в рамках программы «Безопасные качественные дороги» на это потратят 50 миллионов рублей, например. Я как предприниматель тоже в таких процессах участвую – оказываю помощь в делах, связанных со строительством. Окунувшись в ситуацию, могу сказать: хотелось бы, чтобы администрация активней помогала предпринимателям. Есть нужда в поддержке именно бизнес-сообщества, важно развивать именно местный бизнес, создавать для него условия, ведь он приносит в нашу казну доходы. На своем опыте я убедился, что помощь оказать в администрации готовы, но пока, я считаю, в Бердске в этом смысле наблюдается «дефицит». Хотя видно, что представители органов самоуправления имеют активную жизненную позицию, а глава города не сидит на месте.