Новосибирск 10.1 °C

Люди-вехи

22.01.2011 00:00:00
Люди-вехи
Киновед Виктор Ватолин презентовал новую книгу о людях, делавших новосибирское кино.

Виктор Ватолин — сценарист, киновед и историк кино. Его предыдущая книга — фундаментальное исследование «Синема в Сибири» —была посвящена истории раннего сибирского кинематографа. Его новая книга с названием «Люди-вехи новосибирского кино» — это сборник биографических очерков. Не претендуя на широту и полноту освещения темы, автор останавливается лишь на нескольких именах, которые, по его мнению, определили судьбу новосибирского кинематографа.

— Новосибирское кино делали более тысячи человек, — рассказал киновед. — Но я взял только семь имен. Книга не случайно названа «Люди-вехи...». Она посвящена тем, кто обозначал дорогу и определял какой-то новый этап в жизни новосибирского кино.

Среди «обозначавших дорогу» — Федот Махотин и Яков Задорожный, Михаил Мордохович и Александр Литвинов, Аркадий Вельманов, Олег Максимов и Юрий Шиллер. Все они были в своем деле первопроходцами.

Федот Махотин первым привез к нам кино. Он же снял и первый фильм о Новосибирске: это была зафиксированная на пленку процессия Крестного хода на Николаевском проспекте в 1913 году... Яков Задорожный был знаковой фигурой для новосибирского кино в 20-е годы. Он наладил в городе регулярное профессиональное производство картин и организовал первую за Уралом киностудию АО «Киносибирь». Располагалась она в подвале к/т «Пролеткино» (ныне «Победа»), и за три неполных года на ней было создано порядка 40 проектов, и около трети из них — полнометражные. С именами Михаила Мордоховича и Александра Литвинова связан следующий этап развития новосибирского кинематографа — предвоенные, военные и послевоенные годы. Глава о Мордоховиче в книге названа «Первый кино-директор». В качестве директора он возглавлял студию «Сибтехфильм», которая была создана после упразднения «Киносибири». Александр Литвинов — режиссер документальных, научно-популярных и игровых лент, в свою очередь был творческим лидером этой киностудии. Благодаря их таланту и энтузиазму, уже через несколько лет киностудия стала одной из самых успешных и стабильных в стране. В 1948-м и Мордохович, и Литвинов, однако, покинули наш город: один — на время, другой — навсегда. По инициативе Сталина «Сибтехфильм» (более сотни кинематографистов) тогда был переведен за Урал для укрепления Свердловской киностудии, что почти до основания оголило кинопроизводство Новосибирска. Виктор Ватолин до сих пор говорит о том давнем событии с волнением, как о невосполнимой потере.

Удалось сохранить, однако, Новосибирскую студию кинохроники. Хотя ее судьба в течение года тоже висела на волоске. Со временем кинохроника возродилась, обросла новыми кадрами... И не последнюю роль в том сыграл Александр Розин. Имени его, правда, в книге нет.

— Это единственное, о чем я жалею, — говорит Ватолин. — Он обязательно должен был быть в этой команде восьмым человеком. В Новосибирске Александр Розин проработал всего три года — с 1962-го по 1965-й, был главным редактором студии кинохроники. И сумел за это короткое время влить в коллектив столько творческой энергии, что ее хватило вплоть до 80-х годов. Потом он уехал в Свердловск, руководил там художественным кинематографом Урала. Связь с ним была потеряна. Время, к сожалению, упущено.

Историю Розина киновед, однако, достаточно подробно изложил в своем большом очерке, который вошел в книгу «Западно-Сибирская киностудия. История и современность. Люди и фильмы». Розин действительно дал мощный толчок для развития кинохроники, в частности, выпуску журнала «Сибирь на экране»,

В начале 60-х в Новосибирске появилось телевизионное кино, а позже — студия «Новосибирсктелефильм». Первым ее директором был Аркадий Вельманов. Олег Максимов был в числе людей, которые смогли вывести производство фильмов на нашем телевидении из забавы местного телеэкрана на российский уровень просмотра. Со временем студия стала одной из ведущих — третьей после Москвы и Ленинграда — по производству телевизионных фильмов в стране. Виктор Ватолин сам долгое время работал на «Новосибирсктелефильме» в годы его расцвета: был главным редактором и руководителем худсовета. Вместе с такими признанными мастерами, как Валерий Соломин, Раиса Ерназарова, Вадим Гнедков, Юрий Малашин, Виталий Гоннов, Ким Долгин, работал на студии Юрий Шиллер. Отвечая на вопрос, почему именно Шиллер представляет в книге современный сибирский кинематограф, киновед сказал:

— Своими прекрасными фильмами он доказал, что документальное кино тоже может быть искусством и производить то же самое влияние на умы и сердца, как и кино игровое.

Презентация книги проходила в Центре современного искусства и собрала большое число кинематографистов. Все они, как сказал Ватолин, герои его будущей книги — «Сибирское кино». Речь идет о 600-страничном исследовании, которое существует пока только в рукописном варианте. В рукописи собрано все достойное внимания за сто лет существования кино в Сибири. Работал над ней Ватолин более 30 лет. Эта книга, как и «Люди-вехи...», должна была увидеть свет в издательстве «Приобские ведомости», но возникли проблемы с финансированием. Однако, как заверила Элла Давлетшина, Союз кинематографистов будет искать возможности для разрешения этой проблемы.

Несколько глав из книги опубликовано в «Киноведческих записках». Чтение чрезвычайно увлекательное, захватывающее и открывающее неизвестные страницы и городской истории, и судеб людей, делавших и делающих наше кино.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: