Новосибирск 4.7 °C

Черная армия

24.06.2011 00:00:00
Черная армия
22 июня 1941 года, уже через несколько часов после начала войны, на перроне вокзала «Новосибирск-Главный», сменяя друг друга, непрерывно играли два военных оркестра. Сформированная в Новосибирске 24-я армия уезжала на фронт.

Командовал армией генерал Калинин, возглавлявший прежде Сибирский военный округ. Незадолго до этого, в тот самый момент, когда сибиряки, замерев, слушали бронзовый голос Левитана, генерал уже был ознакомлен с приказом, в соответствии с которым он должен был оставить командование округом и, не дожидаясь замены, во главе 24-й армии следовать в Москву.

«Врага бьют оружием, а не Марксом»

Степан Андрианович Калинин родился в 1890 году под Москвой, в рабочей семье. В 1912 году после окончания школы прапорщиков участвовал в Первой мировой войне. С 1917 года — член ВКП(б). Участник Гражданской войны: военком штаба продармии, командир стрелковой бригады, начальник сектора Войск внутренней обороны страны, помощник командующего войсками Приволжского военного округа...

В 1938 году стал командующим СибВО. Округ был так ослаблен репрессиями, что сдавал генералу дела... капитан.

Новому командующему пришлось заново восстанавливать округ, и он с этим успешно справился: роль сибир-ских дивизий в Великой Отечественной войне общеизвестна.

Однако уже тогда в донесениях особого отдела НКВД сообщалось, что «Калинин ставит под сомнение идею наступательных действий и насыщает систему боевой подготовки оборонительными тенденциями». Серьёзное по тем временам обвинение, ведь в Полевом уставе Красной армии говорилось: «Если враг навяжет нам войну, Рабоче-крестьянская Красная армия будет самой наступающей из всех когда-либо наступающих армий».

Летом 1941-го наступать не получилось, а обороняться не умели.

И только сибиряки оказались подготовленными к войне.

В июле 1941 года в Смоленском сражении генерал-лейтенант Степан Калинин командует сначала 24-й армией, сформированной из частей его округа, а затем одной из оперативных групп западного направления, которые, как известно, сыграли значительную роль в том, чтобы затруднить продвижение немецких войск на Москву.

В августе генералу Калинину было поручено подготовить доклад по опыту боевых действий первых трёх месяцев войны, и уже 25 сентября 1941 года он представил подробный доклад, в котором сравнил достоинства и недостатки вермахта и Красной армии. Материал адресовался только высшему командному звену и оставался засекреченным до 2001 года. Вот некоторые из положений этого документа.

О сильных сторонах войск генерал Калинин говорил так: «Массовые случаи невиданного героизма, самопожертвования. Бой в окружении, бой в тылу врага, выход целых частей, групп и одиночных бойцов из окружения. Сильная артиллерия… Ожесточённо дерётся пехота, это подтверждает тот факт, что более 70 процентов потерь падает на тяжелораненых. Упорство в обороне. Хорошее использование местности, умелая маскировка. Всё это заставляет немцев идти ощупью, выбрасывать массу металла зря по площадям, при этом часто никем не занятым».

Подробно Степан Андрианович остановился на недостатках: «Слабая дисциплина… Нет твёрдых навыков во владении оружием. Штабы сильно раздуты. Скорее дивизию согласимся расформировать, чем вычеркнуть из штатов штаба должность одного делопроизводителя. Ещё более чудовищные формы приняла охрана штабов. Помимо штатных частей, привлекаются подразделения от войск. Я уже не говорю о том, что части, охраняющие штабы, держатся в полном комплекте, когда в ротах не остаётся и по десять человек…»

Откровенно жёсткие и нелицеприятные высказывания генерала относительно боеготовности наших войск были взяты на заметку.

Вскоре Степан Калинин был назначен представителем Ставки в Сибирь, чтобы срочно организовать формирование новых дивизий, которые выступили на фронт уже в ноябре-декабре 1941 года и сыграли важнейшую роль в Московской битве. Потом он командовал Приволжским военным округом и продолжал готовить резервы.

Осенью 1942-го начальник Управления особых отделов НКВД Абакумов (так называлась тогда военная контрразведка) представил Сталину список неблагонадёжных генералов РККА, подлежащих аресту, в котором была и фамилия Калинина. В документе значилось: «В беседах со своими сослуживцами и в публичных выступлениях заявлял о нерентабельности и низкой производительности труда в колхозах, брал под защиту репрессированных кулаков, выказывал недовольство карательной политикой советского правительства. Выражал сомнения в правильности ведения войны, обвиняя Верховное главное командование в том, что оно не заботится о сохранении людских резервов». Но в 1942-м Калинин был нужен для формирования пополнений для фронта.

Арестовали генерала, назначенного к тому времени командующим войсками вновь образованного Харьковского военного округа, в июне 1944 года. При аресте у него изъяли личные дневники, записи в которых свидетельствовали о критическом отношении генерала к партийно-политической работе в войсках.

На вопросы следователей Степан Андрианович отвечал с присущей ему прямотой: «Я не был против комиссаров в армии, как не был и против политической подготовки бойцов. Но в 1942 году, во время инспектирования 11-го запасного артиллерийского полка в Омске, увидев курсантов в поле за изучением истории ВКП(б), я действительно сказал, что не Марксом вам придётся бить врага, а оружием».

Суд, состоявшийся через 7 лет после ареста, определил ему наказание — 25 лет исправительно-трудовых лагерей.

После смерти Сталина Степана Калинина восстановили в звании, вернули награды: два ордена Ленина, два – Боевого Красного Знамени, и уволили в запас по состоянию здоровья.

Умер генерал 11 сентября 1975 года.

Его сын Михаил во время войны стал капитаном 1-го ранга, Героем Советского Союза.

Красная кровь

3 июля 1941 года 24-я армия заняла рубежи обороны на 150-километровом фронте восточнее Смоленска. Здесь войска армии во взаимодействии с
45-й армией освободили Ельню. Затем 24-я армия в составе резервного фронта в августе-сентябре 1941 года участвовала в Ельнинской наступательной операции. В ходе ее нанесла поражение противнику и ликвидировала Ельнинский выступ. Здесь же родилась советская гвардия. Четыре стрелковые дивизии 24-й армии после августовских и сентябрьских боев под Ельней стали гвардейскими с номерами: 1-я, 2-я, 3-я и 4-я. В последующем 24-я армия удерживала оборонительный рубеж западнее и юго-западнее Ельни. В первой половине октября войска армии в результате флангового удара превосходящих сил противника вынуждены были вести тяжелые оборонительные бои в полном окружении в районе Вязьмы. К 20 октября управление армии было расформировано, а ее вышедшие из окружения войска переданы для укомплектования соединений и частей Западного фронта.

Боевой путь 24-й армии не раз описан историками. Бессмертный подвиг погибших ее бойцов стал примером для тех, кто в течение долгих военных лет день за днем приходил им на смену – защищать Родину, умирать, закрывая собою чудовищные бреши в обороне, и побеждая, жить.

Среди тех, кто писал о 24-й армии, был одиозный автор «Ледокола» Виктор Суворов. Факты, приведенные им, не раз косвенно подтверждались в воспоминаниях современников. А вот серьезного их опровержения слышать вроде бы не доводилось. Речь, так сказать, о форме.

Германской разведкой отмечалась необычная черная форма 24-й армии, и в ходе боев несколько ее полков и дивизий получили у немцев название «черных». По мнению Суворова, дело было в том, что при формировании армии были использованы осужденные, которым даже не выдавали положенное обмундирование, и бывшие зеки воевали в своих лагерных робах.

Но формирование армии осуществлялось в 1940 году. Получается, что Сталин предоставил зэкам «возможность искупить свою вину» и «стать отважными бойцами» до нападения Гитлера.

Хорошо известно, что во время войны Сталин «почистил» ГУЛАГ, отправив на фронт многих, способных носить оружие. Но чтобы Сталин дал зэкам боевое оружие в руки до 22 июня 1941 года?!.

Степан Калинин руководил формированием всех сибирских дивизий. Если комплектация личного состава проходила так, как предполагает Виктор Суворов, понятно, почему его не арестовали в 1942-м. В кратчайшие сроки сделать из зеков умелых, дисциплинированных воинов не каждому дано.
Много лет спустя о той поре напишут книги и сложат песни. Помните у Высоцкого?

«И другие заключенные

Пусть читают у ворот

Нашу память застекленную:

Надпись «Все ушли на фронт».

Да и какая разница, какой у солдата бушлат – черный, зеленый, серый.

Кровь – она у всех красная.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: