Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Новосибирский звукорежиссер Олег Лапин знает, как сделать звук сексуальным

16.05.2003 00:00:00

Фото Михаила ТУЛЬСКОГО

 Шоу-бизнес после нефтяного самый мутный - непонятно, кто чего качает и в какой момент какие деньги получает. И чтобы в нем выжить, требуется глубокий психологический подход. Даже к сугубо техническим вещам. Например, к звуку.

Когда в Новосибирск в очередной раз приезжает «звезда» российской сцены, гастрольные менеджеры в первую очередь звонят Олегу Лапину. Например, Кортнев обращался к нему 22 раза, Сукачев - 11, «Чиж» - 9, «Чайф» - 8, Владимир Кузьмин - 9 раз. Потому что создаваемый Лапиным обволакивающий прозрачный звук действует на зрителя чуть ли не как наркотик.

Этот человек не просто звукорежиссер. Он - крупнейший в Новосибирске специалист в области звука. В начале 90-х, когда в нашем городе вообще не было мощной звукоусиливающей аппаратуры для стадионов и больших концертных площадок, именно Лапин «своими руками и головой» обеспечил ею Новосибирск.

Этого человека не устраивают полуварианты. Ему чужды стереотипы, зато стали родными стереосистемы.

- Олег Борисович, расскажите, как судьба свела вас со звуковыми колонками.

- За то, что попал в мир звуков, я прежде всего благодарен своему брату. Он купил мне орган, когда я был в восьмом классе, и велел учиться играть на инструменте. Я поначалу отказался, и ему пришлось применить «силовой метод». Брат хотел мне добра.

Спустя какое-то время мы с друзьями организовали школьную группу и стали играть. Мощности не хватало, требовалось усилить звук. Тогда я залез на высокий железнодорожный столб и снял с него рупор-«колокол». На улице нашел фанерные ящики, установил в них радиодинамики из кухонных «скворечников» - так получилась первая колонка, которая и по размеру была больше обычных домашних. Представляете, орган зазвучал через «колокол»! Это было по-настоящему жутко, но для нас - круто.

А потом меня позвали в ансамбль старшеклассники нашей же школы. Они работали на КИНАПовской аппаратуре, играли на двух гитарах, бас-гитаре, и еще один человек пел - им не хватало органолы. Мы стали выступать не только в родной, но и в соседних школах и зарабатывать на свадьбах. Деньги я сразу начал вкладывать в развитие.

- Профессиональное образование у вас со звуком и музыкой не связано. Как получилось, что вы вернулись к этому занятию, более того, достигли определенных высот?

Олег Лапин. Фото Михаила ТУЛЬСКОГО
 - Действительно, я учился в свое время на худграфе пединститута и даже какое-то время работал в школе. Но я всегда понемногу играл, делал звукоусилители, бывало, и на заказ. В 1992 году в Новосибирск на фестиваль «Да здравствует Россия!» прибыла группа «Наутилус Помпилиус». По какой-то причине местные прокатчики за четыре дня до выступления отказались предоставить музыкантам аппаратуру. Тогда организаторы приехали ко мне домой и попросили дать мою. Я собрал все «дрова» - конструкции, предназначенные для совершенно разных целей, к тому же разбросанные по семи ресторанам города, и привез в Кольцово, где должен был проходить концерт. И звукорежиссер «Нау» Саша Гноевых, которого многие знают под кличкой Полковник, отстроил «дрова» так, что я понял - это настоящее искусство. Фестиваль «вытянули», потом я собрал все свои чертежи и вернулся к распиловочному станку.

- Неужели добились успехов самостоятельно?

- Нет, конечно. Мне повезло, например, работать три года в оркестре Владимира Толкачева - за это время я будто прошел целый институтский курс знаний по восприятию живого звука, научился чувствовать исполнителя.

Мне повезло познакомиться с Розенбаумом десять лет назад. После своих гастролей Александр, которого я вообще считаю «крестным отцом» моей команды, познакомил меня с питерскими разработчиками звуковых систем, с тех пор я в этом бизнесе. Я благодарен тому Новосибирскому комитету по делам молодежи, который профинансировал мою деятельность, помог встать на ноги.

Сейчас я работаю с Юрой Исаковым, он профессионал в технике, когда-то тоже был музыкантом. Он делает усилители по расчетам, а я - по ощущениям. Мы создаем звук, который не вызывает животных инстинктов.

- Приходят на ум коровы, которые бесятся в пустыне из-за свиста дюн.

- Мы все на самом деле животные, и внутри нас сидит сторож. Например, стоит в классе шум и гам, входит учительница и кричит: «А ну-ка, прекратите!» - и тут же ученики замолкают, потому что женщина издала звук на частоте, которая сигнализирует об опасности, звук, от которого хочется покинуть помещение.

Или вспомните феномен Элвиса Пресли - у него были обертоны, для слуха подобные наркотику. То есть понятно, что звук может вызывать приятные и неприятные ощущения. Мы стремимся к такой частоте, которая не мешала бы разговаривать, не заставляла бы орать при беседе.

На определенном этапе уже профессиональной деятельности я решил глубже изучить природу звука на уровне ощущения. В частности, очень помогли занятия по вокалу, на которых в начале 90-х мне разрешала присутствовать преподаватель консерватории Нина Челышева. Вот кто-то из учащихся спел кусочек «материала», она требует что-то изменить, а со стороны непонятно, что именно, чем вариант «да, да, вот так!» отличается от предыдущего. Педагог предложила позаниматься и мне, разъяснила механизм вокала. Я стал петь романсы, распевки - и понемногу начал понимать, как сделать голос сексуальным. Здесь речь идет о подсознательном чувстве привлечения внимания, скрытом от окружающих.

На Западе девушкам, которых принимают на работу секретаршами, выставляют обязательное требование - костюм должен быть закрытым и не демонстрировать телесные прелести. А эффект получается обратный, потому что деловой костюм - самый сексуальный.

- Сейчас вы работаете с живым звуком с помощью технических средств. Каким образом добиваетесь его «сексуальности»?

- Я раскладываю звук на составляющие по ощущениям. Колонки делаю небольшие, они по виду напоминают коробочки противопожарной сигнализации. Но в них вырезана такая частотная характеристика, которая присутствует в голосе: от 800 Гц до 3,5 КГц. С помощью эквалайзера выравниваются ощущения человеческого организма, что позволяет одновременно слушать музыку и разговаривать, не напрягаясь.

Если колонки находятся в противоположных углах огромного зала, а ты гуляешь посреди него, возникает такое чувство, будто магнитофон играет прямо над головой и тебя с источником звука не разделяют десятки метров.

- Наверное, изготовление ваших акустических систем требует больших денежных затрат?

- Вовсе нет. Если верить нашему коммерческому директору, ни в одном другом деле нет 800-процентной прибыли (смеется). Посудите сами - из четырех обрезков обыкновенной ДСП я собираю ящик, устанавливаю динамики, потом обтягиваю трикотажем такого цвета, который подошел бы к интерьеру помещения.

Еще у нас есть такой метод - «шуба». На плиту наносим клей ПВА, сверху насыпаем опилки от той же ДСП, затем, когда подсохнет, еще слой клея. И «зашкуриваем» поверхность наждачной бумагой. Получается как пластмасса, чуть-чуть шершавая, а кроме того, очень красивая и, как защитный слой, практичная. Ну и что касается звукового оформления кафе, баров, аппаратура делается из американских и немецких динамиков.

- А какой у вас подход к озвучиванию концертов заезжих «звезд»?

- Совершенно иной, требующий суперкачества и супермасштаба звучания. Здесь необходимо учитывать уровень московских и заграничных солидных сцен, на которых привыкли выступать артисты с именем.

На основе проекта концертного зала мы разрабатываем математическую модель колонок, с теми техническими свойствами, которые подходят именно в этом случае. Естественно, мы применяем аппаратуру ручной сборки. За рубежом, например, такое оборудование ценится в несколько раз дороже того, что изготовлено на серийном производстве, а в России, наоборот, вдвое дешевле. А боксы наших эксклюзивных акустических систем рассчитаны на то, чтобы максимально повысить КПД звука. Говоря по-простому, это иное звуковое давление и качество.

- Надо ли это столичным музыкантам, привыкшим работать, особенно в провинции, под фонограмму?

 - Под «фанеру» поют, как правило, попсовики. Во-первых, «звезда» боится вверить свою судьбу незнакомому звукорежиссеру, да еще с самопальным аппаратом, потому что голос может звучать хорошо не через любой усилитель. Ну а главное, из-за собственных комплексов боится спеть неточно. В студии, записывая альбом, исполнитель пропевает большое количество дублей, а на концерте выдать оригинальный вариант очень сложно. И дело даже не в том, что поп-певец «разевает свой рот как карась на песке», по выражению Юрия Шевчука. Ведь у того же Киркорова есть вещи стоящие, он здорово поет романсы. Расчет у «фанерщика» идет на то, что фонограмма зазвучит более-менее прилично на любой аппаратуре.

- А за Шевчуком, который в последнее время взъелся на Филиппа Киркорова, нет такого греха?

- Нет, Юрий Шевчук поет только «вживую», как и любой другой рок-исполнитель.

Почему верят рокерам? Бутусову, «Чижу», да и Вите Цою, который вообще пел «криво»? Потому что у них задача - поделиться внутренним миром, собственными ощущениями в контакте с реальными слушателями, а не только с воображаемыми в стенах студии звукозаписи.

Поэтому музыкантов рок-групп знают по именам, а позади выступающего на сцене поп-певца сидят подставные люди и делают вид, что играют, им за это и платят. Задача настоящего художника - передать настроение.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
26.08.2021 фото
Отец троих детей Владимир Шавров создал дома фабрику по производству солдатиков из пластика и наладил продажу игрушечных армий по интернету. Корреспондент VN.ru Наталья Нашталова поговорила с Владимиром и узнала, какие солдаты идут нарасхват, а какие пылятся на полках.

02.09.2021 Видео
Выпуск киножурнала «Сибирь на экране» выкупили и оцифровали выпускники новосибирской школы №12. «В 1980 году я пошел в 1 класс. И в этот день Западно-Сибирская студия кинохроники снимала репортаж для киножурнала «Сибирь на экране» №35 о моем классе», – рассказывает один из героев фильма.

31.08.2021 фото
Удивительные грибы обнаружены под Новосибирском в районе реки Бердь. Жительница Новосибирской области Светлана Чиркина поехала на рыбалку, но вместо рыбы нашла поляну с большими шаровидными грибами. Каждый — размером с футбольный мяч.