Российский производитель сделал ставку на собственные силы и собственный потенциал. Это стало огромным толчком для развития отечественной промышленности.
— Раньше даже для Российской армии закупали бронетранспортеры из Италии и авианосцы «Мистраль» из Франции, хотя они были нам не нужны, потому что делались не для наших природных условий. А еще заказывали электронику в Китае, Тайване или Юго-Восточной Азии. Она изначально была рассчитана на бытовую технику, а мы ее ставили на спутники, которые в космосе подвергаются огромным перегрузкам и радиации! А потом удивлялись, что они выходят из строя. И таких примеров масса, — говорит начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска Александр ЛЮЛЬКО. — Сейчас приходит понимание, что не все можно купить, ведь самое современное оборудование никто продавать не будет. И начали рассчитывать на свои силы.
Сейчас в нашей стране уже строятся собственные авианосцы, подводные лодки, танки, бронетранспортеры, беспилотники и многое другое. Если раньше Российская армия была до 80% снабжена приборами ночного видения иностранного производства, то сейчас практически 100% — отечественного, которые не уступают американским и западноевропейским аналогам. Примером может служить «КАТОД», к нему одному из первых наших предприятий американцы применили санкции, так как он захватил часть американского рынка электронно-оптических преобразователей. Сегодня завод построил новый «чистый» корпус и готовится к выпуску ЭОП 4-го и 5-го поколения. Предприятию закрыли санкциями американский рынок, но оно успешно работает на внутреннем.
И не только в военной технике у нас есть прорыв. Предприятия активно разрабатывают и осваивают гражданскую продукцию. Например, приборы ночного видения выпускаются теперь и для гражданских целей, их все чаще приобретают охотники.
Производство медицинской техники стало одним из разрабатываемых перспективных направлений завода «Швабе — Оборона и Защита». На недавно прошедшем форуме «Новосибирск — город безграничных возможностей» завод представил уникальную инвалидную коляску, дающую возможность передвигаться по обычной лестнице. Московские эксперты, которые были на форуме, эту коляску решили продемонстрировать на всемирной выставке в Цюрихе.
Проблем хватает
Подключился к решению городских проблем и завод «Труд», предложивший собственную снегоплавильную машину.
— Раньше работала канадская, и с ней были проблемы. Ведь канадцы не посыпают свои дороги песком, как мы. Их оборудование забивалось во время плавки снега. Машина завода «Труд» не только плавит снег, но и сортирует мусор, песок, который можно использовать повторно. И что немаловажно, это оборудование существенно дешевле импортного, — сообщил Александр Люлько, отметив, что уже принято решение об установке машины на базе создаваемой в Заельцовском районе снегоплавильной станции.
Еще один удачный пример импортозамещения — «НЭВЗ-КЕРАМИКС». Предприятие создало комплекс по созданию продукции из нанокерамики. Эта керамика уже используется как для производства бронекерамики, так и для выпуска имплантов суставов совместно с НИИТО.
Несмотря на то, что темпы роста производства в сфере машиностроения в Новосибирске достаточно хорошие (по объемам отгруженной продукции за первое полугодие 2016 года рост 12,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года), хватает и проблем: современное оборудование и станки — в основном импортные.
— К сожалению, мы потеряли возможность выпускать собственное станочное оборудование. И эту проблему нужно срочно решать. Как? На первых порах нужно наладить совместное производство с ведущими западными фирмами. Сейчас, например, в Новосибирске уже работает российско-швейцарская фирма «Шпиндель технолоджи». Ведем переговоры с немецкими, австрийскими и итальянскими фирмами. Они заинтересованы в сотрудничестве с нами. Идея такая — сначала научимся производить современное оборудование вместе с ними, а потом уже перейдем к выпуску собственного, — говорит Александр Люлько.
Вопреки всем трудностям российский производитель продолжает завоевывать рынки и удерживать лидирующие позиции в машиностроительной отрасли.
Опубликовано в газете "Вечерний Новосибирск" №38 от 23 сентября 2016 года