Телефоны не замолкают ни на минуту. Вызовы поступают непрерывным потоком.
– У вас давление сейчас какое? Никуда не обращались? Адрес скажите. Подъезд, этаж какой? Домофон работает? Дату рождения можете полностью сказать? Ваш вызов принят в 11.12, ожидайте, приготовьте паспорт и полис.
Бывает, диспетчеры работают и сутками, но чаще по 14 часов. Вечером с 18.00 до 24.00 – пиковые часы, и фельдшеров выходит больше. Зимой, во время эпидподъема, нагрузка на оперативный отдел «скорой» тоже увеличивается. Оперативный отдел – первое связующее звено между пациентом и бригадами скорой помощи.
Автоматизированная информационная система «НАИС 03», интегрированная с IP-телефонией – главный рабочий инструмент фельдшеров-диспетчеров. В час на каждого фельдшера по приему вызовов приходится порядка 12 обращений. Среднее время приема вызова – 1,5 минуты. За это время фельдшер на проводе успевает выяснить всю необходимую информацию для приема вызова.
Вопросы выверенные: первый – место положения пациента. Если адрес, то все просто – улица, дом, подъезд, квартира. Если человек на улице, то выясняют ориентир – будь то дом с зеленой крышей, дерево или остановка. После диспетчер узнает повод вызова – что с пациентом произошло, задает вопросы о самом человеке – ФИО, дата рождения, если они известны. Если нет, не страшно. Важно знать где и что случилось. Диспетчеры просят вызывающего оставить номер для связи, звонящий должен и обеспечить доступ к пациенту – поднять шлагбаум, отпереть ворота, открыть подъезд и, если есть возможность, встретить бригаду.
Число вызовов превышает число работающих бригад. Если вызовов много и все они поступают одновременно, значит, кто-то будет ждать. С предыдущего вызова бригада сразу едет на следующий, при этом нужно обеспечить 20-минутное прибытие бригады на вызовы с экстренными поводами!
Элита скорой помощи: реаниматологов-пессимистов не бывает
Вызовы экстренные и неотложные
Для вызова скорой медицинской помощи должен быть повод. Если случилась катастрофа – взрыв, обрушение, страшный пожар, когда пострадал не один человек, не два и даже не три, это критерий ЧС. В этих случаях время прибытия медиков имеет максимальное значение.
Все вызовы делятся на экстренные и неотложные. Катастрофы с пострадавшими тоже относятся к экстренным. Экстренные поводы подразумевают наличие угрозы жизни и здоровью человека, на них бригады выезжают незамедлительно. Это нарушения сознания, дыхания, системы кровообращения, болевой синдром, травмы и кровотечения, отравления, опасные ранения, термические и химические ожоги, роды и угроза прерывания беременности.
«Несчастный случай на производстве, пострадал рабочий, – сообщают диспетчеру. – Рука попала в станок, очень много крови». На вызов незамедлительно выезжает бригада скорой помощи.
Все остальное, то, что не угрожает жизни и здоровью, называют неотложными вызовами, они не имеют такую категорию экстренности, поэтому время прибытия на эти вызовы не ограничивается 20 минутами. Это и температура, и простуда, и давление, словом то, с чем человек способен справиться и своими силами, не привлекая врачей «скорой», а обратившись к терапевту по месту жительства. Жаль, понимают это не все.
Ложные вызовы
Подавляющее большинство вызовов скорой помощи – вовсе не неотложные. Сбить температуру 38 градусов, измерить давление или вылечить мигрень с похмелья – к сожалению, слишком часто люди обращаются за помощью с такими недугами к медикам. И это специфика не только Новосибирска, а всей России в целом. Мама вызывает ребенку «скорую», на вопрос, сколько лет малышу, отвечает: 27.
За ложные вызовы полагается административное наказание, вот только доказать, что пациент слукавил, непросто. Ложные вызовы встречаются крайне редко.
Зачастую функции первичного приема перекладываются на плечи «скорой». Некоторым не хочется записаться к терапевту, отсидеть в очереди... А «скорая» приедет, даст таблетку от головной боли, поставит укол от температуры. Таким образом пытаются лечиться те, у кого нет страхового медицинского полиса – бомжи, незаконные мигранты. Да и просто те, кому лень пойти в поликлинику.
Вызывают «скорую» просто так и одинокие люди, чаще – пожилые. «Что-то давление подскочило, худо мне, помираю», – надрывно дышит в трубку старушка. На вызов выезжает бригада.
Куда звонить?
Способов вызова скорой помощи несколько. С детства мы помним единый номер 03, но сейчас стандарт связи изменился, вызвать «скорую» можно по номеру 103. В ситуациях, когда требуется помощь сразу нескольких служб, будь то пожар, ДТП, криминал, следует набрать единый номер для вызова экстренных служб 112. Бывают случаи, когда вызывать «скорую» нет резона, но люди по привычке набирают знакомый номер.
«Они знают один телефон – наш. Телефон поликлиники, он из семи цифр, а этот из трех, проще запомнить, – говорит заведующий оперативным отделом ГБУЗ НСО «ССМП» Денис Волынкин. – Набираем 103, такая-то ситуация. Диспетчер выясняет – повышение давления, оно не сопровождается угрозой для жизни, это не инсульт. Соответственно, этот вызов, согласно приказу, может быть передан в службу неотложной помощи в часы работы поликлиники».
Таких «нескоропомощных» вызовов, которые уходят в поликлиники, в день на пульт оперативного отдела поступает порядка 100-150. Всего же в сутки через диспетчерский пункт проходит более 2000 вызовов, звонков же в несколько раз больше – люди интересуются и лечением, и справочной информацией, любопытствуют, как долго ждать бригаду, угрожают Минздравом, судом и Президентом.
Вызвали «скорую» – дождитесь врачей
На парковке мужчине стало плохо. Прохожие набирают номер «скорой». «Дышит? На пол положите. Адрес скажите», – чеканя слова, говорит в микрофон диспетчер. «Даже если ты вызываешь «скорую» незнакомому человеку, правильнее все-таки дождаться бригаду. В любом случае надо с человеком рядом находиться и наблюдать. Бывают случаи, когда пациент может встать и уйти, может, ему и помощь не требуется», – поясняет Денис Волынкин.