В Воронеже хотят «классическое» метро. Сначала стоимость первой очереди работ оценивали в 43,7 млрд рублей, потом пересчитали японцы – оказалось, что требуется 1 млрд евро. В Челябинске общаются с корейцами: темой дня стал проект строительства монорельсовой транспортной системы. В планах – линия с восемью ветками протяженностью
Саратов и Челябинск, Ростов и Ульяновск
В Ростове надеются на появление линии из восьми станций протяженностью
Екатеринбург надеется использовать то обстоятельство, что в городе пройдет ЭКСПО-2025. В мечтах – вторая ветка метро с 10 станциями. Стоимость проекта оценивается в 81,8 млрд рублей. Проект надземного метро внесен на обсуждение в Нижегородскую торгово-промышленную палату, а также в бизнес-организации: там речь идет о
Тренд очевиден. Метро хотят строить большие города. Хотят, но не могут, поскольку денег для этого у них просто нет. Арифметика здесь довольно простая. В интервью «Известиям» генеральный директор компании «Мосметрострой» Сергей Жуков прямо заявил: «Строительство веток метро — удовольствие не из дешевых. Приблизительно 5–6 миллиардов рублей сегодня стоит километр мелкого заложения, свыше 10 миллиардов рублей — глубокого». Посмотрите на городские бюджеты (20-40 млрд рублей в год в крупных городах за исключением Москвы и Санкт-Петербурга – Прим.ред.), и все станет ясно: без помощи из федерального центра справиться невозможно.
Высшая лига – станции моют шампунем
В России семь метрополитенов, но два столичных – московский и питерский – находятся в совсем другой лиге, нежели метрополитены провинциальные. Что сейчас происходит в Москве? Буквально на днях открыли семь новых станций метро. Протяженность участка составила более
До конца этого года на всех станциях и в вагонах поездов появятся виртуальные книжные полки: скачивай бесплатно на мобильное устройство или читай онлайн...
В Санкт-Петербурге планируют, что полсотни станций появятся в метро к середине века. На бумаге они уже есть — проект разработал институт «Ленметрогипротранс». А после 2030 года должна заработать и кольцевая ветка метро, о которой в северной столице давно мечтали. Губернатор Георгий Полтавченко заявил: «Последние годы мы с вами нашли возможность ежегодно выделять до 30 миллиардов рублей на строительство метро, потому что это один из самых востребованных и любимых видов транспорта горожан. Метро нам просто необходимо, поэтому сегодня работы ведутся сразу на трех линиях». В этом году подарком ко Дню рождения Петербурга стало открытие сразу двух станций метро – «Беговой» и «Новокрестовской». Еще одна новость: сотрудников метро Петербурга переоденут за 110 млн – сошьют более 20 тысяч комплектов.
О чем думают метрополитены провинциальные? В Самаре региональное управление капитального строительства объявило торги на разработку проекта станции метро «Самарская» в самом центре города. Строительство обойдется минимум в 6 миллиардов рублей. В Казани говорят о строительстве второй линии протяженностью
Сибирь – свет в конце тоннеля?
Строительство омского метрополитена началось в 1992 году и обошлось в 14 миллиардов рублей. Но за четверть века построили только полторы станции: «Библиотека имени Пушкина», частично «Заречную» и «Кристалл». Денег нет не только на строительство, но даже на консервацию. Чтобы достроить требуется 22 миллиарда…
В Красноярске хотят иметь первую ветку метро протяженностью
Новосибирск – в особом положении. Мегаполис является не только центром СФО и самым большим по населению городом в Сибири – 1,5 млн жителей – очень важен факт, что метрополитен здесь уже есть и работает три десятка лет. Его не надо строить с нуля – нужно развивать; планы этого развития давно проработаны.
На ситуацию способен повлиять молодежный чемпионат мира по хоккею, который пройдет в Новосибирске в 2023 году. Турнир должен пройти на высшем уровне. Об этом недавно сказал и Президент Владимир Путин. Ожидается, что новая станция «Спортивная» откроется в 2022 году, а это уже будет прецедентом, что по нынешним временам немаловажно.
Метрополитен заинтересован в скорейшем осуществлении озвученных областными и городскими властями планов развития. В Новосибирске до сих пор сохраняется ситуация, когда на две линии имеется только одно электродепо, но быть их в обязательном порядке должно два!
XXI век
Транспортные проблемы крупнейших сибирских городов не только не исчезли, но многократно выросли. В Советском Союзе метрополитен был нужен в больших городах, чтобы перевозить большие массы людей с места расположения крупнейших промышленных предприятий в жилые районы. Сегодня схема меняется кардинально: кого возить, если заводов стало значительно меньше, равно и как количество людей, на них работающих. К тому же фактор агломерации в полную меру пока еще не заработал.
Федеральный центр нисколько не против того, чтобы города-миллионники строили метро, но с одной существенной оговоркой – за свой счет… Понятно, что в нынешней экономической ситуации об этом можно только мечтать. Как, например, в Барнауле…
Сейчас приходится именно мечтать и надеяться то ли на внезапную благосклонность федерального центра к конкретному региону, то ли на появление специальной федеральной программы строительства метрополитенов в России, о необходимости которой давно говорят. Пока, правда, не на тех трибунах, с которых произносят слова, обретающие плоть…