Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Города России просят метро: кому достанется?

08.01.2019
Владимир Кузменкин, специально для VN.RU
Города России просят метро: кому достанется?
Строительство метро в городах России невозможно без федеральных денег. Фото Виктора Боровских
Крупные российские города вдруг размечтались о метро. То есть мечтали-то они всегда, но вслух заявить не решались. А тут – кто во что горазд – то ли некий тренд уловили, то ли решили просто попытать счастья во время нового президентского срока Владимира Путина. В России семь метрополитенов, но только два столичных – московский и питерский активно развивались в последние годы. Публикуется повторно в цикле «Лучшие материалы VN.RU за 2018 год».

В Воронеже хотят «классическое» метро. Сначала стоимость первой очереди работ оценивали в 43,7 млрд рублей, потом пересчитали японцы – оказалось, что требуется 1 млрд евро. В Челябинске общаются с корейцами: темой дня стал проект строительства монорельсовой транспортной системы. В планах – линия с восемью ветками протяженностью 125 км и 120 станциями. Предварительная стоимость проекта составляет 1–1,5 млрд долларов.

Саратов и Челябинск, Ростов и Ульяновск

В Ростове надеются на появление линии из восьми станций протяженностью 12 километров. Оценивают ее в 76 миллиардов рублей. В Ульяновске рассуждают о появлении «бесплатного метро», а уже упомянутые японцы не против построить метро и во Владивостоке. Саратов мечтает, что «легкое метро» может появиться в течение десяти лет…

Екатеринбург надеется использовать то обстоятельство, что в городе пройдет ЭКСПО-2025. В мечтах – вторая ветка метро с 10 станциями. Стоимость проекта оценивается в 81,8 млрд рублей. Проект надземного метро внесен на обсуждение в Нижегородскую торгово-промышленную палату, а также в бизнес-организации: там речь идет о 80 км надземных линий и 50 станциях метро.

поезд метро1.jpg

Тренд очевиден. Метро хотят строить большие города. Хотят, но не могут, поскольку денег для этого у них просто нет. Арифметика здесь довольно простая. В интервью «Известиям» генеральный директор компании «Мосметрострой» Сергей Жуков прямо заявил: «Строительство веток метро — удовольствие не из дешевых. Приблизительно 5–6 миллиардов рублей сегодня стоит километр мелкого заложения, свыше 10 миллиардов рублей — глубокого». Посмотрите на городские бюджеты (20-40 млрд рублей в год в крупных городах за исключением Москвы и Санкт-Петербурга – Прим.ред.), и все станет ясно: без помощи из федерального центра справиться невозможно.

Высшая лига – станции моют шампунем

В России семь метрополитенов, но два столичных – московский и питерский – находятся в совсем другой лиге, нежели метрополитены провинциальные. Что сейчас происходит в Москве? Буквально на днях открыли семь новых станций метро. Протяженность участка составила более 14 километров. Уже появились китайцы. Строят три станции нового участка Большого кольца метро, проект разработан ими же. Плюс доставили в Москву сразу пять тоннелепроходческих механизмов. Планов, понятно, громадье, что не мешает помыть 200 станций к Дню города шампунем.

До конца этого года на всех станциях и в вагонах поездов появятся виртуальные книжные полки: скачивай бесплатно на мобильное устройство или читай онлайн...

В Санкт-Петербурге планируют, что полсотни станций появятся в метро к середине века. На бумаге они уже есть — проект разработал институт «Ленметрогипротранс». А после 2030 года должна заработать и кольцевая ветка метро, о которой в северной столице давно мечтали. Губернатор Георгий Полтавченко заявил: «Последние годы мы с вами нашли возможность ежегодно выделять до 30 миллиардов рублей на строительство метро, потому что это один из самых востребованных и любимых видов транспорта горожан. Метро нам просто необходимо, поэтому сегодня работы ведутся сразу на трех линиях». В этом году подарком ко Дню рождения Петербурга стало открытие сразу двух станций метро – «Беговой» и «Новокрестовской». Еще одна новость: сотрудников метро Петербурга переоденут за 110 млн  – сошьют более 20 тысяч комплектов.

метро поезд

О чем думают метрополитены провинциальные? В Самаре региональное управление капитального строительства объявило торги на разработку проекта станции метро «Самарская» в самом центре города. Строительство обойдется минимум в 6 миллиардов рублей. В Казани говорят о строительстве второй линии протяженностью 20 км и с 12 станциями. Но вот завершение строительства всей линии планируется не раньше, чем через 30 лет! Почему? Потому что финансирование объектов метрополитена осуществляется только из республиканского бюджета: «уже 10 лет у нас нет никаких федеральных субсидий».

Сибирь – свет в конце тоннеля?

Строительство омского метрополитена началось в 1992 году и обошлось в 14 миллиардов рублей. Но за четверть века построили только полторы станции: «Библиотека имени Пушкина», частично «Заречную» и «Кристалл». Денег нет не только на строительство, но даже на консервацию. Чтобы достроить требуется 22 миллиарда…

В Красноярске хотят иметь первую ветку метро протяженностью 8 км и пять станций. Начали работы в 1995 году, но прошли около четырех километров и через 15 лет все остановили. Потратили 12 миллиардов рублей, а цена всего метрополитена составляет около 65 млрд рублей.

поезд метро

Новосибирск – в особом положении. Мегаполис является не только центром СФО и самым большим по населению городом в Сибири – 1,5 млн жителей – очень важен факт, что метрополитен здесь уже есть и работает три десятка лет. Его не надо строить с нуля – нужно развивать; планы этого развития давно проработаны.

На ситуацию способен повлиять молодежный чемпионат мира по хоккею, который пройдет в Новосибирске в 2023 году. Турнир должен пройти на высшем уровне. Об этом недавно сказал и Президент Владимир Путин. Ожидается, что новая станция «Спортивная» откроется в 2022 году, а это уже будет прецедентом, что по нынешним временам немаловажно.

Метрополитен заинтересован в скорейшем осуществлении озвученных областными и городскими властями планов развития. В Новосибирске до сих пор сохраняется ситуация, когда на две линии имеется только одно электродепо, но быть их в обязательном порядке должно два!

XXI век

Транспортные проблемы крупнейших сибирских городов не только не исчезли, но многократно выросли. В Советском Союзе метрополитен был нужен в больших городах, чтобы перевозить большие массы людей с места расположения крупнейших промышленных предприятий в жилые районы. Сегодня схема меняется кардинально: кого возить, если заводов стало значительно меньше, равно и как количество людей, на них работающих. К тому же фактор агломерации в полную меру пока еще не заработал.

метро поток

Федеральный центр нисколько не против того, чтобы города-миллионники строили метро, но с одной существенной оговоркой – за свой счет… Понятно, что в нынешней экономической ситуации об этом можно только мечтать. Как, например, в Барнауле…

Сейчас приходится именно мечтать и надеяться то ли на внезапную благосклонность федерального центра к конкретному региону, то ли на появление специальной федеральной программы строительства метрополитенов в России, о необходимости которой давно говорят. Пока, правда, не на тех трибунах, с которых произносят слова, обретающие плоть…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Еще в сюжете
Похожие новости

В ближайшие выходные новосибирцы будут вечерами лишены возможности попасть на метро с правого берега Оби на левый. Подземка частично прекратит движение из-за работ на строящейся станции «Спортивная».

Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
Пандемия внесла коррективы не только во все сферы нашей жизни. Коснулась она и смерти. Число жертв COVID-19 растет. К чему нужно быть готовым, если скончается человек с коронавирусной инфекцией?

20 дней снегопадов и всего три солнечных дня прогнозируют синоптики в декабре 2020 в Новосибирске. В середине месяца возможно похолодание до -36 градусов. А на Новый год, 31 декабря, погода либо порадует снегом и относительным теплом, либо столбик термометра опустится до -31.
Пандемия COVID-19 закончится в 2021 году, однако сам вирус сохранится. Об этом заявил в ходе онлайн-фестиваля Science Bar Hopping генеральный директор государственного научного центра «Вектор» Ринат Максютов.
Новогодние утренники разрешат, но только внутри класса и без родителей. Каникулы, вероятно, продлятся 10 дней — в стандартном режиме. В зависимости от эпидемиологической ситуации, очно или онлайн начнется обучение в третьей четверти. О режиме проведения новогодних праздников и каникул рассказал на брифинге министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук.
В соцесетях стадион «Сибсельмаш» пригласил жителей Новосибирска на открытие большого и малого ледовых полей для катания на коньках.
Режим повышенной готовности продлят до 31 марта 2021 года. О проведении новогодних праздников рассказал губернатор Новосибирской области Андрей Травников в ходе оперативного совещания в региональном правительстве.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год