Если несколько лет назад электросамокаты на улицах Новосибирска выглядели странно, то сейчас ими никого не удивишь. На самокаты пересаживаются не только подростки и молодежь, но и взрослые женщины и мужчины.
Известный новосибирский фотограф, ветеран Афганистана Аркадий Уваров за рулем электросамоката второй год, успел накатать по городу не одну сотню километров. Купил, чтобы ездить на работу. Остановки общественного транспорта расположены неудобно, в час пик бесконечные пробки. Сейчас, улыбается фотограф, долетает на службу с ветерком, обгоняя стоящие в заторах автобусы. Прохожие реагируют доброжелательно, дети завидуют и просят родителей купить такой же. Люди интересуются, какой вес выдерживает, сколько можно проехать на нем, - рассказывает самокатчик. – Из заявленных 35 километров в идеале по новосибирским дорогам можно проехать километров 18. Дальность зависит и от веса, и от дороги – в горку расходуется больше энергии».
Поменял автомобиль на электросамокат и предприниматель Алексей Шишкин. «Вау, как же он прет, - именно так подумал, когда впервые прокатился на электросамокате. Затем немало удивился способности преодолевать убитые тротуары и даже мчать по грунтовым тропинкам, - рассказывает бизнесмен. В метро спокойно пускают и вопросов не задают. Как мне показалось, к нему относятся позитивнее, чем к велосипеду. Самокат компактнее и ниже, положение райдера более понятно пешеходу и не пугает его. Девушки при встрече улыбаются, а друзья просят прокатиться».
Бум на электросамокаты шагает по России - на 730% выросли продажи компактного вида транспорта в прошлом году по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Такую статистику приводит один из крупнейших ритейлеров России. На улицах Новосибирска с каждым днем все больше и больше бросается в глаза обилие людей на скутерах, особенно на центральных улицах. Стоимость популярного транспорта колеблется в среднем от 15-20 тысяч рублей и выше. Чем самокат мощнее, тем дороже - отдельные модели могут стоить и 260 тысяч. Такие самокаты развивают скорость до 100 км/ч.
Пьяным за руль можно
Четкого определения, что такое электросамокат, в правилах дорожного движения сегодня нет – он и транспорт, и в то же время спортинвентарь. Нелепость ситуации в том, что люди на самокатах с электромотором приравнены к пешеходам. То есть, должны передвигаться по тротуарам и не спешиваться на пешеходных переходах. Так как велосипедных дорожек в Новосибирске не предусмотрено, самокатчики имеют полное право рассекать по тротуарам, распугивая прохожих. А пользуясь отсутствием пункта в законе, за руль электросамоката не воспрещается вставать в состоянии алкогольного опьянения.
Если передвижение по тротуару или обочине невозможно по техническим причинам, обладателям самоката разрешается перемещаться по дороге. Однако как только самокатчик выезжает на автомобильную дорогу, он приравнивается к велосипедистам и должен соблюдать те же правила - двигаться в крайнем правом ряду, и только в случае необходимости повернуть влево или сделать разворот. В некоторых странах Европы после массовых травм к самокатчикам относятся весьма жестко – запрещают езду свыше 20 км/ч, разрешают проезд лишь по велодорожкам, требуют страховку и номерной знак. В Германии электротранспорт запрещен к использованию на дорогах и тротуарах. Во Франции штрафы для нарушителей дорожного движения на самокатах достигают 1500 евро.
«Смертность будет большая»
Электросамокат можно взять в аренду – все больше точек в Новосибирске предлагают эту услугу. Такие самокаты предназначены для города и развивают максимальную скорость 25 км/ч.
«С точки зрения как водителя, эти самокатеры ездят так, что их не видать. Мне кажется, смертность будет большая, если это будет развиваться. В этом смысле очень экстремально, потому что некоторые из них развивают скорость 100 км. Если с такой скоростью упасть неподготовленному человеку, от него рожки да ножки останутся, - считает президент РОО «Федерация экстремального спорта и молодежных спортивных движений НСО» Роман Канаев. - У нас велодорожек в Новосибирске никаких нет, они будут ездить по обычным тротуарам. Велосипедистов с мотоциклистами сбивают часто, а самокатеров и подавно».
Основная причина травм, по мнению самих любителей самокатов – неуверенность райдера и плохое качество асфальта. Выбоины, местами отсутствующая тротуарная плитка, замаскированные лужами ямы – все это приводит к ссадинам, переломам и сотрясениям.
Плюсы и минусы
Экологичный вид транспорта привлекает низкой стоимостью самого самоката и сервисных работ, позволяет уменьшить денежные траты на бензин и временные - на пробки. Самокат можно хранить даже в шкафу, с ним пускают в метро, автобусы, магазины, кино и театры. Современные модели синхронизируются со смартфоном через Bluetooth, что позволяет задавать ограничение скорости, выбирать комфортный режим движения и устанавливать противоугонную блокировку. С экрана телефона можно увидеть пробег и проверить техническое состояние электросамоката.
Из минусов самокатчики называют неблагоустроенные тротуары в Новосибирске. В центре города кататься одно удовольствие, но чем ближе к спальным районам, тем меньше ровного асфальта, что весьма опасно для небольших колес – любой камень или выбоина в асфальте могут привести к травме. Огорчает самокатчиков и сезонность этого вида транспорта – ранней весной, осенью и зимой самокат будет пылиться в шкафу или на балконе. Сетуют также на малое время работы батареи – чтобы добираться до работы и обратно, электросамокат требуется заряжать ежедневно. Самокат – транспорт городской, и скорости в 20-30 км/ч для уличной сети вполне хватает, но вот за город на природу уже не выберешься.