Новосибирск 4.3 °C

Воссоздавая жизнь по крупицам воспоминаний

30.08.2014 00:00:00
Воссоздавая жизнь по крупицам воспоминаний
—Вот мои труды… — Светлана Викторовна Гузенко листает ламинированные страницы большой книги, повествующей о ратном и трудовом подвиге людей, имена которых вписаны в историю Инской, ее вагонного депо. Здесь нет ничего случайного. Каждое событие — факт, каждая деталь — на своем месте.

—Вот мои труды… — Светлана Викторовна Гузенко листает ламинированные страницы большой книги, повествующей о ратном и трудовом подвиге людей, имена которых вписаны в историю Инской, ее вагонного депо.

Здесь нет ничего случайного. Каждое событие — факт, каждая деталь — на своем месте. Со всеми героями, попавшими на страницы рукотворной книги, моя собеседница либо встречалась и беседовала лично, либо вдумчиво и дотошно расспрашивала родственников об их герое, увы, уже ушедшем из жизни. И всякий раз ей удавалось по сохранившимся документам, по крупицам воспоминаний, по каким-то выразительным моментам, врезавшимся в память тех, кто был рядом и общался с ветераном, создать яркий, живой образ человека, отразить его индивидуальные черты, характер, отношение к миру и к людям.

Этой теплотой, проникновенной искренностью и безграничным уважением к подвигу тех, кто сумел отстоять страну в самые тяжелые времена, наполнена каждая строка ее книги.

Если для того чтобы ознакомиться с материалами книг (их Светлана Викторовна сделала уже две), нужно прийти в вагонное депо, то благодаря огромному тиражу газеты «Транссиб», чьим постоянным внештатным автором является моя собеседница, о ветеранах, о ярких представителях трудовых династий железнодорожников Инской, узнают тысячи читателей. «Сколько было героев моих газетных публикаций? Сто три!» — с улыбкой говорит Светлана Викторовна, отвечая на мой вопрос.

Предвоенное детство
— Я местная, родилась в Новосибирске 11 августа 1933 года, — рассказывает Светлана Викторовна Гузенко. — Жили мы здесь же, на Инской. Мама, Нина Петровна, работала сначала в локомотивном депо, а когда его разделили, стала трудиться в вагонном депо токарем. Родителей я, к сожалению, почти не помню… Мама умерла, когда мне было всего три годика, а в тридцать седьмом году арестовали отца. По рассказам тети, Анны Петровны Денисовой, которая взяла меня к себе, папа мой, Виктор Егорович Паньков, до ареста работал в снабжении на каком-то предприятии или в организации. Реабилитировали его посмертно, спустя многие годы…

Тетя нашей героини была убежденной коммунисткой, поэтому сложные темы, связанные с преследованием «врагов народа», в доме не обсуждались. Да и вообще люди в те тревожные времена старались об этом молчать. Каждый хранил тревогу и боль глубоко в своем сердце.

Анна Петровна была библиотечным работником. Когда грянула война, ее назначили заведующей интернатом, в котором жили дети железнодорожников с линейных станций, учившиеся в 128-й школе на Инской. Семья, целиком состоявшая из женщин: Анна Петровна, ее дочь Лида, которая была на четыре года старше нашей героини, бабушка Екатерина Васильевна и Светланка, проживала тут же, в одной из комнат интерната.

Вскоре в Сибирь стали прибывать эвакуированные из европейской части страны. Так в интернате появились музыканты знаменитого ансамбля Дунаевского и члены их семей. Однажды Свете даже довелось близко увидеть самого Исаака Дунаевского. «Невысокий, подвижный и очень солидный!» — с улыбкой вспоминает она свои детские впечатления.

Вместе с ровесниками осенью сорок первого года она пошла в первый класс. Лучшей подругой детства для Светы была Рина Высоковская, которая училась на класс постарше. Девчонки были не разлей вода, и бабушка Екатерина Васильевна подкармливала обеих как своих.

— Правда, вскоре нашу школу превратили в госпиталь, а мы стали учиться в старом деревянном здании пожарной охраны, что располагалось неподалеку. Занятия шли в три смены… — рассказывает Светлана Викторовна.

Одно из самых ярких воспоминаний того периода — это как она, по сути еще крошка, вместе с другими девчонками, увлекавшимися самодеятельностью, с воодушевлением выступала перед ранеными бойцами и срывала первые овации. Что именно пела, сейчас уже не припомнит. А вот в более поздний период, когда она уже будет студенткой железнодорожного техникума, в ее репертуаре появятся, как сказали бы сейчас, настоящие хиты. Из зала то и дело будут требовать: «Света, давай «Эх, дороги…»!»

Выбор пути
Послевоенные годы были непростыми, но, во-первых, общая выстраданная радость долгожданной победы наполняла сердца, а, во-вторых, для подросшей Светланы пришло время перемен. Семья получила комнату побольше в одном из старых деревянных двухэтажных домов по улице Героев Революции. Света в то время как раз окончила семь классов и подала документы в инской техникум железнодорожного транспорта.

— Я вагонник, — говорит Светлана Викторовна. — Так тетушка моя решила. Она убедила меня, девчонку совсем, что профессию надо выбирать серьезную, надежную. Думаю, что если бы меня спросили, чего мне самой хотелось, то, наверное, я бы выбрала культпросветучилище… Но жизнь сложилась иначе. Я ни о чем не жалею. Работу свою знала и всегда любила, наверное, потому что рядом со мной всегда были хорошие, добрые, очень интересные люди и надежные товарищи.

Как человек основательный и обладающий высокой степенью ответственности, Светлана старательно изучала новые для нее дисциплины. Подружилась сразу же, с первого курса с Юлией Заруцкой. Помимо всего прочего, девчонок сближало и то, что Юля тоже вышла из педагогической семьи (тетя Светланы в последующие годы так и работала директором интерната). Что интересно, все четверо детей семьи Заруцких стали вагонниками: Аркадий, Юлия, Марина и Валерий.

Для нашей героини не только в техникуме, но во всей ее дальнейшей профессиональной жизни отдушиной оставалась художественная самодеятельность, которой она увлекалась со свойственной юности восторженностью и азартом. «Один из преподавателей техникума, математик Георгий Леонардович Тиц прекрасно играл на фортепиано! — вспоминает она. — Удивительно, но в те сложные годы в техникуме имелся отличный инструмент. А Георгий Леонардович не только был хорошим музыкантом, но и возглавлял всю художественную самодеятельность!»

После третьего курса будущие вагонники проходили производственную практику на вагоноремонтном заводе в Барнауле. «Нас там учили очень хорошо, по-настоящему! Мы с девчонками сами красили вагоны. Уставали, конечно, но парням еще больше доставалось — они ремонтом колес занимались!» — вспоминает моя собеседница. С фронта возвращались молодые парни, вливались в учебные группы. Железная дорога и страна в целом залатывали раны, нанесенные народному хозяйству в военные годы.

По окончании техникума нашу героиню распределили на Южно-Уральскую дорогу, в Златоустовский вагонный участок. Светлана начала свой трудовой путь на станции Бердяуш с осмотрщика вагонов. Однако достаточно скоро ее передвинули на бригадирскую работу. Какое-то время она занималась капитальным ремонтом вагонов.

— Тогда вообще было принято часто двигать молодых, чтобы они стажировались на разных производственных участках, чтобы все знали досконально… Пожалуй, этим меня и зацепили: интересно было узнать и то, и другое. Да еще доверие и ответственность какие на такой работе! Мне только двадцать лет, а я уже чем-то руковожу… — с улыбкой говорит моя собеседница. — Конечно, нам, молодым, очень помогали старшие товарищи. Мастер — голова всему. Я ощущала его поддержку, когда была бригадиром на капитальном ремонте. Старалась четко и неукоснительно выполнять его указания. Тогда дисциплина была строгая! А когда сама была мастером в цехе автосцепки, там самой пришлось все решать.

После капремонта она сначала какое-то время поработала в механическом, затем бригадиром колесного цеха, а еще пару месяцев спустя стала мастером цеха автосцепки. Не сказать, что все было легко и просто, на каждом участке требовалось осваивать что-то новое, налаживать контакт с новыми людьми, но она старалась, и руководство ей доверяло.

Через какой-то период молодую железнодорожницу направили в Челябинск учиться на курсах нормировщиков. Она и тут противиться не стала: новые знания всегда в деле пригодятся. И в дальнейшем до 1959 года Светлана Викторовна работала цеховым нормировщиком.

Там же, на Южном Урале, она встретила своего будущего мужа. Иван Гузенко, выходец с Украины, тоже приехал на станцию Бердяуш по распределению после окончания техникума. Он был специалистом по сигнализации, централизации и блокировке (на железнодорожном языке — эсцэбист). К моменту возвращения в Новосибирск у Ивана Васильевича и Светланы Викторовны было два сына: погодки Александр и Юрий. Таким составом они и приехали в Новосибирск, на родину Светланы Викторовны.

Снова Инская
Собственную квартиру семья железнодорожников получила только спустя четыре года, до того пришлось ютиться в комнатке у тетушки. На работе тоже из-за отсутствия вакансий нашей героине пришлось начать почти с нуля — вновь стать осмотрщиком вагонов. Поначалу, может, и было немного обидно, что после работы мастером снова попала в осмотрщики, признается она, но ситуация в депо была такой. К тому же скоро ей предложили повышение. «Николай Иванович Бойцов, бывший руководитель депо, был из простых, из рабочих, и, уже будучи начальником, при надобности не стеснялся взять кувалду в руки, — говорит она. — Вот и я никакой работы не боялась!»

В заметке «Просит бури», опубликованной в газете «Транссиб» к 80-летию нашей героини, Светлана Викторовна так вспоминала то время: «В ненастье я работала с еще большим желанием: сложнее условия — больше азарта в поиске дефектов. Бывало, холод, непроглядная метель, многие коллеги ворчат, а я только твержу: «Хорошая сегодня погодка!»

Ее снова часто перебрасывали: сначала сделали старшим осмотрщиком в парке «Глаголь», затем перекинули на станцию Сибирская, затем назначили мастером заготовительного цеха…

КВН — игра и учеба
— Через какое-то время Николай Иванович Бойцов ставит меня инженером по техническому обучению. Начальником техотдела тогда был Анатолий Николаевич Исин. В этой должности я долго работала. Помимо того, что там надо было серьезно учить людей, я все время искала: как сделать это эффективнее и интереснее. И однажды предложила идею КВН, которую поддержал профсоюз и одобрил начальник депо. Это не было чисто развлекательным мероприятием, как привычный всем юмористический КВН: наши ребята, готовясь к встрече, все заучивали назубок, чтобы превзойти противника в знании разных тонкостей и нюансов, потому что тема была наша, родная — работа железнодорожного транспорта...

Сначала парки соревновались между собой, потом к ним подключились заготовительные цеха… Но в памяти у всех осталось принципиальное соперничество мощной и часто побеждавшей команды парка «Буки» и команды парка «Добро». Наградой за победу всегда были хорошие подарки от месткома, а само действо проходило всегда торжественно при огромном стечении зрителей и непременно сопровождалось номерами художественной самодеятельности.

— Юрий Александрович Федоров, начальник депо, всячески поддерживал наше кавээновское движение! Хоть мы с ним «искрили» иногда по производственным вопросам, но в том, что касалось КВН, всегда находили общий язык. Главный инженер Демехин тоже нам очень помогал. Люди до сих пор это время добром вспоминают! Недавно приходил бывший заместитель начальника депо Николай Фёдорович Быков, говорит: «Вспоминаю наши кавээны — отличные были занятия!»

Семь лет Светлана Викторовна Гузенко отработала в техотделе, а потом Ю.А. Федоров предложил ей снова пойти мастером в парк «Добро», где в то время сложилась непростая ситуация.

— И правда, я пришла в такую разруху… — вспоминает наша героиня. — И с дисциплиной плохо было, и пьянство, и воровство порой… В конце семидесятых вообще на транспорте с этим была беда. Вот там, в парке «Д», я и получила два инсульта, несмотря на то что мне в то время было только сорок шесть. Трудно, но мы старались и постепенно справились. Приходилось и воспитывать, и увольнять, кого-то даже осудили за воровство…

«Сам парк в то время был весьма запущен, а его персонал — распущен. «В нос» дымила котельная, территория была засыпана шлаком и всевозможным мусором, работники пили, иные набирали по пятнадцать прогулов в месяц! Чтобы выправить положение дел, парку «Д» была нужна жесткая рука, и она пришла с новым руководителем», — пишет С. Крюкин в уже упоминавшейся статье «Просит бури» в «Транссибе», посвященной нашей героине.

— Со временем все пришло в норму. А все потому, что у меня были очень хорошие помощники — старшие осмотрщики, а также помощник мастера Василий Васильевич Паньков, рационализатор, умница, который сделал столько хороших дел, и замечательный профессионал Николай Алексеевич Политов. В решении хозяйственных вопросов это была опора моя. По их примеру все люди поднимались и, не считаясь ни с личным временем, ни с усталостью, решали проблему. К примеру, с котельной мы маялись… А я подумала: зачем нам котельная, когда рядом дымит котельная локомотивного депо?! Пошла к начальнику депо «почву разведать», он и говорит: «Вот, сразу видно, что хозяйственная женщина пришла, ни один мужик до этого не додумался. Ладно, подключайтесь!» И нас «прицепили» к этой котельной. Сами дружно траншеи копали, трубы прокладывали… Руководил этой работой Паньков. И коллектив в труде, в решении общих задач начал сплачиваться, повышалась культура производства!

Светлана Викторовна попросила поименно назвать тех, кому она особенно благодарна за совместную работу в парке «Добро». Это старшие осмотрщики вагонов Михаил Иванович Чуйков, Николай Фёдорович Целиков, Василий Семёнович Кизин, Александр Михайлович Кириенко, Альберт Григорьевич Елфимов, который был парторгом цеха, профорг цеха Виктор Степанович Шмаков и многие-многие другие. «Они отдавали свои силы, знания, опыт, поддерживали каждое начинание. Многих из этих людей уже нет с нами, вечная им память!» — говорит наша героиня.

«Советская Сибирь» тогда писала: «Нельзя умалчивать того факта, что с приходом к руководству коллективом Светланы Викторовны Гузенко ремонтники более нетерпимо стали относиться к нарушителям…

Сознавая особую важность борьбы за сохранность перевозимых грузов, в коллективе создали добровольную народную дружину, члены которой выходят на дежурство в вагонный парк… Борясь за высокую дисциплину, в коллективе решили: необходимо лучше изучать людей, хорошо знать их положительные черты и недостатки, индивидуальную работу вести конкретнее и целеустремленнее…

За первое полугодие коллектив парка снизил время простоя под технологической обработкой как транзитных поездов, так и своего формирования, на тридцать процентов уменьшены задержки составов на линии по сравнению с прошлым годом. Экономия вагоно-часов только в июне составила более девяти тысяч. В социалистическом соревновании с коллективом парка «Буки» они вышли победителями!»

«Матерью ее звал и стар и млад за душевную доброту, вполне уживавшуюся с требовательностью», — писал о героине нашего очерка в газете «Гудок» Александр Шамов.

Время это было напряженное и нервное. В 1985 году после второго инсульта руководство отправило Светлану Викторовну Гузенко в Ташкент учиться на метролога в узбекском филиале Всесоюзного института стандартизации и метрологии. Тогда метрология только-только развивалась, и новой специальностью нашей героини стала стандартизация в управлении качеством продукции.

Любовь к истории
По возвращении с учебы ее поставили бригадиром автоконтрольного пункта, где Светлана Викторовна работала вплоть до выхода на пенсию. Сначала даже помещения своего не было, одно время в кладовой приходилось ютиться. С нуля организовывали все: создавали базу, собирали приборы для поверки оборудования. «Потом нам освободили проходную под эти цели, и у метрологического пункта появилось свое очень хорошее помещение, — вспоминает Светлана Викторовна, — Там и сейчас располагается метрологический пункт». Кстати, когда Светлана Викторовна передала дела своей последовательнице и вышла на заслуженный отдых, этот метрологический пункт был признан лучшим по дороге.

Надо ли говорить, что наша героиня всегда продолжала заниматься общественной деятельностью, выступать в самодеятельности и организовывать различные мероприятия, придумывала и сама вела вечера, посвященные различным государственным и профессиональным праздникам. Со временем основной ее заботой и главной темой ее кипучей деятельности стали лучшие люди депо, прошедшие войну и вписавшие немало славных страниц в его трудовую биографию. Без преувеличения, Светлана Викторовна в деталях знает историю самого депо и каждого его фронтовика, ныне живущего или ушедшего в мир иной.

В период работы над книгами, по словам С.В. Гузенко, в ветеранской работе ей очень помогал начальник кадров депо Роман Викторович Зубков (теперь он заместитель начальника депо по линейным ПТО). Они вместе объездили дома всех 28 героев очерков, с каждым побеседовали.

Приведем строки из заметки «Теплые встречи светлых людей», написанной Светланой Викторовной для газеты «Транссиб»: «На всех предприятиях Западно-Сибирской магистрали есть добрая традиция — устраивать ветеранам войны, не один десяток лет отработавшим на железной дороге, вечера-встречи. Сервируются столы, где за чашкой ароматного чая или за чаркой фронтовых ста граммов участники Великой Отечественной вспоминают славные страницы своей жизни. Коллектив ПТО парка «Д» станции Инская эту традицию поддерживает свято.

Конечно, ветераны Западно-Сибирской чувствуют заботу со стороны и руководства магистрали, и своих молодых коллег-железнодорожников на протяжении всего года. Однако с приближением праздника Великой Победы их чествуют почти каждый день. Нет числа концертам, встречам, другим праздничным мероприятиям. Недавно чаепитие для своих героев устроили в коллективе ПТО вагонов парка «Д» на станции Инская…

…Преемственность поколений, глубочайшее уважение, которое молодые специалисты испытывают к своим наставникам, — отличительные черты железнодорожников…

…Чистая, как родниковая вода, слеза — и радостная, и печальная — из светлых глаз ветеранов. Годы спустя они встретились, губы безмолвно шепчут приветствия ушедшим товарищам, а старые, усталые, но все еще крепкие руки пожимают ладони друзей…»

Что касается личной, семейной истории, то наша героиня воспитала двоих достойных сыновей. Оба окончили техникумы, отслужили в армии. Александр сегодня занимается коммерцией, Юрий работает на Стрелочном заводе. Отрада бабушки — внук Андрей, студент СГУПСа.

«Меня всегда окружали прекрасные люди, — говорит Светлана Викторовна, — и я им очень благодарна за их помощь, поддержку, за добрые, товарищеские чувства. У нас двадцать две замечательных железнодорожных династии, о которых обязательно нужно рассказать, чтобы люди знали их историю!» Словом, у нее снова много забот, полно идей, а значит, жизнь продолжается, и профессиональная, и творческая.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: