Новосибирск 0.5 °C

Забытый талант

08.08.2007 00:00:00
Забытый талант
В художественной жизни Новосибирска первых послевоенных десятилетий заметно выделялась яркая личность Константина Александровича Черных (1923 — 1968). Он не имел профессионального образования, работал не на заказ, слыл человеком «не от мира сего» и старался скрыть гордым духом маэстро крайнюю бедность и нужду. Но его талант и свободомыслие вопреки всем идеологическим установкам вызывали всеобщее восхищение. Большая творческая дружба связывала его с Николаем Демьяновичем Грицюком.



Родился Константин Александрович в Барнауле, большая часть жизни прошла в Новосибирске, где его отцу — профессиональному революционеру — была выделена квартира в Доме политкаторжан. В школе дарование юноши развивалось под руководством учителя рисования. Дальнейшая учёба была прервана Великой Отечественной войной. Был мобилизован под Сталинград и Костя. С фронта вернулся больным человеком, но, несмотря на душевный недуг, неустанно работал. Начало серьёзного творчества Черных связано с оформлением спектаклей Театра кукол.

Его глубоко интересовал Восток, скифские сокровища Сибири, национальное художественное наследие, архаические культуры. В качестве наставника чтил видного венгерского художника-интернационалиста Б.Ф. Уитца, жившего в те годы в Москве.

Черных писал произведения небольшого формата, подчас миниатюрные, но величественные по замыслу и монументальные по форме. Выполненные в основном цветной тушью, они обладают особой витражной светоносностью. Его пейзажи Сибири пленяют детской непосредственностью. В резных чёртиках и масках-фонарях проступает демоническое начало. В работах на тему Древней Руси он, пожалуй, впервые так глубоко и красиво соединил её иконописный облик с современностью. Осенённая ангельскими фигурами русская земля предстаёт в них удивительно просветлённой.

Античные сюжеты — своеобразная неоклассика, торжественный строй которой созвучен музыке Прокофьева и Стравинского. А экспрессия линий вызывает ассоциации с нервным штрихом Ван Гога — его кумира, которому Черных посвятил стихотворную поэму. Тяготение к нему не случайно. В натуре художника-сибиряка тот же эмоциональный накал, та же предельная самоотдача, одержимость творчеством. Во многом схожи их судьбы, бескорыстная помощь брата и трагический конец.

Сейчас работы Константина Александровича Черных представлены в Новосибирском художественном музее в рамках большого проекта «Николай Грицюк и его время». Выставка с запозданием, но всё же наконец-то открывает нам замечательного художника-мыслителя, который с поразительной проникновенностью и возвышенной красотой воплотил борения духа, мир свободы и высокие идеалы Святой Руси. Он выстрадал их всей своей неустроенной и безысходной жизнью, и потому, быть может, его искусство столь искренне, впечатляюще и прекрасно.

(Из высказываний К. А. Черных):
Меня обвиняют в архаике. Но я не просто бегу в прошлое от трудностей дорогого и любимого мной века. Я напоминаю людям, поддавшимся огрублению, страхам и неверию, о вечно красивых началах, которые исцеляют современность от всех ужасов, нависших над ней.
* * *
Мои истины я постигал не в спорах, а в молчании.
* * *
Я сказал вам: позор страшнее смерти. И некоторые из вас вздрогнули, оттого что предпочитаете жить, позоря себя. Я сказал вам: многие таланты терпели горькую участь, оттого что молва и слава любила их, но они не любили молвы и славы. И многие из вас побледнели, потому что стремитесь к славе любой ценой и знаете, что она к вам не придёт, а коли придёт, то дурная. Я сказал: во все времена были таланты известные и неизвестные, но наиболее загадочны и наиболее чтимы те, деяния которых благи и имена которых безвестны.
* * *
Гордый дух свободного и независимого маэстро во все времена высоко ценился. Папы, короли и знатные дамы никли перед ним. Вот почему нам, маэстро времён настоящих, следует перенимать у маэстро времён предшествующих не только их мастерство, но и непреклонность их духа. Вот почему нам следует ревностно оберегать наши идеалы и дорожить не только тем, что уже сделано, но во сто крат тем, что предстоит сделать. Вот почему нам следует не терпеть никаких ущемлений, в том числе личных. Вот почему, презирая дешёвую молву, мы вправе сказать: то, что не приурочено для сегодняшнего дня, приурочено для дней грядущих.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: