Дорожный набор первой помощи - генератор и тепловая пушка, чтобы отогревать моторный отсек, если движок «сдох» на морозе. Куртки, валенки и термосы с горячим сладким чаем - для подмороженных на трассе водителей.
«На мониторе компьютера можем увидеть движущийся транспорт - он зеленый. А если не движется, то красный. А разный свет на экране - это температура», - рассказывает диспетчер Шмаковского участка Ольга Кравченко.
С тех пор, как на трассах установили множество камер, любую аварию или подозрительное поведение грузовика можно увидеть в реальном времени. А также оценить погоду и понять, стоит ли вообще садиться за руль: видео с камер транслируется онлайн на сайте территориального управления автодорог.
Только в Тогучинском районе пять пунктов обогрева - из них четыре на Ленинск-Кузнецкой трассе. Если водитель «задубел», первым делом его отпаивают чаем. Потом увозят в специальную комнату, под одеяло. Все это бесплатно.
Конечно, это не пятизвездочный отель, довольно аляповато, но есть самое главное - здесь очень-очень жарко. Водители останавливаются здесь на несколько часов, пока их машины отогреваются в гараже, и едут дальше.
Большегрузы зачастую глохнут намертво. Их цепляют к трактору «Кировец» и отправляют под крышу. Тракторист Александр Исаев - главный ангел-хранитель на восьми сотнях километрах тогучинских дорог: «За 20 лет мне это уже не кажется тяжелой работой, она стала для меня повседневной».
С начала зимы - примерно с первого ноября - тогучинские дорожники притащили сюда на буксире не менее 50 грузовиков. Все услуги совершенно бесплатны. Как правило, двух часов в теплом боксе хватает, чтобы машина ожила безо всякого вмешательства.
«На каждом участке дежурит не менее двух дорожных машин КДМ, не менее двух водителей, когда нет необходимости выполнять другую работу», - рассказал директор Тогучинского ДРСУ Алексей Вяткин.
В районе работают 12 универсальных КамАЗов, обычно этого хватает. Но зима вырисовывается экстремальная: месяц снегопадов и сразу морозы. В идеале в таких условиях надо бы вдвое больше, но идеальные условия, шутят дорожники, не для Сибири. Чтобы в этом убедиться, достаточно выглянуть в окно.