Депутат Государственной Думы от Новосибирской области, заслуженный юрист РФ Валентин Бобырев (фракция партии «Единая Россия») много лет отдал службе в органах внутренних дел, за что руководством МВД России был награжден медалями «За безупречную службу» всех трех степеней. Разумеется, он не мог остаться в стороне от обсуждения небезызвестного законопроекта «О полиции». Свое мнение депутат Бобырев никогда не скрывает, вот и на этот раз сразу же согласился ответить на вопросы «ВН»:
— Я не мог остаться безучастным к столь важному, можно сказать, судьбоносному документу, поэтому достаточно внимательно изучил его и готов высказать свою позицию.
Проведенный мною анализ законопроекта показал, что он подготовлен явно без учета особенностей современного этапа государственного строительства. Создается впечатление, что разработчики забыли о том, что в России конституционно закрепленные рыночные отношения и охрана права частной собственности, как в цивилизованных странах, являются приоритетными (ст. 35 Конституции РФ).
На мой взгляд, законопроект нуждается и в серьезной лингвистической экспертизе, содержит достаточно много орфографических ошибок, опечаток, не всегда верно применяемые авторами правила склонения изменяют падежные окончания, что приводит к изменению и искажению смысла некоторых выражений. Особенное недоумение вызывает написание слова «разыскная» через букву «а». Ведь правила русского языка по словообразованию, как мне известно, пока никто не отменял. Поэтому напрашивается вопрос: авторы воспринимают оперативно-розыскную деятельность как деятельность по розыску (традиционно под ударением «о» в первом слоге), или как «разовую» деятельность (определяют проверочным словом «раз»)?!
— У вас есть конкретные предложения?
— Их немало. Приведу только один пример. В подпункте 9 п. 1 ст. 2 (об основных направлениях деятельности полиции) говорится об «охране имущества и объектов по договорам». Как мне представляется, необходимо, прежде всего, уточнить, о каком имуществе и объектах идет речь, так как во многих случаях может иметь место их противоправное владение физическими и юридическими лицами. И возникает вопрос — насколько оправданно фактически новой правоохранительной структуре (полиции) осуществлять предпринимательскую деятельность в виде заключения и исполнения таких договоров? Как свидетельствует мировой опыт, подобная деятельность не присуща полиции, дискредитирует ее, а заниматься такой деятельностью, как правило, должны государственные или частные детективные (сыскные) и охранные структуры.
Также в этой статье необходимо закрепить принципиальные положения об осуществлении полицией общей, специальной и виктимологической профилактики. Это особенно важно потому, что на федеральном уровне пока не принят закон, касающийся этой важнейшей сферы правоохранительной деятельности и предупреждения преступлений в целом.
— Что можно сказать по поводу предоставления социальных гарантий сотрудникам полиции, которые предлагает обсуждаемый законопроект?
— К сожалению, в проекте Федерального закона «О полиции» не нашли должного закрепления принципиальные положения о социальных гарантиях сотрудникам полиции, об уровне материального обеспечения, выслуге лет, о пенсионном обеспечении и т. п. Об этом говорится неконкретно, даются лишь общие ссылки на законодательство РФ.
Например, в ст. 48 (гарантии сотруднику в связи с прохождением службы в полиции) почему-то говорится лишь о материальном содержании его детей. В этой связи невольно вспоминается известное выражение Петра Великого: «Сия свинья сама себя прокормит». Выходит, петровское выражение и в современную эпоху остается актуальным, за исключением права вставить недорогие зубы... Видимо, авторы законопроекта полагают, что к концу службы у работника такой структуры непременно выпадут все зубы.
Как мне представляется, такой вариант закона наглядно демонстрирует пример того, как в законе осознанно (преднамеренно) закладывается коррупционная составляющая.
— Остается надеяться, что ваши замечания и предложения будут учтены разработчиками и найдут свое отражение в окончательном варианте, который будет представлен в Государственную Думу.
— К сожалению, приходится констатировать, что требуется еще очень большая работа, чтобы проект Федерального закона «О полиции» был приведен в соответствие с требованиями международного опыта деятельности полицейских структур и сложившейся практики.
Следует также отметить и тот факт, что авторами не предусмотрен переходный период, в течение которого подразделения милиции МВД России можно было бы не просто переименовать в полицейские, но и придать им качественно новый статус, с учетом деятельности органов внутренних дел страны в условиях рыночных отношений, сложившихся за последние 20 лет.
И в завершение полагаю необходимым напомнить, что любой закон такого уровня должен в обязательном порядке пройти экспертную оценку на предмет экономической составляющей, которая обеспечит его стабильное и долговременное правоприменение.