На сцене Театра оперы и балета поставлена, пожалуй, самая эпатажная за все время существования театра опера - «Жизнь с идиотом». Музыка Альфреда Шнитке. Либретто Виктора Ерофеева (по его одноименному рассказу). Музыкальный руководитель и дирижер - Евгений Волынский. Режиссер-постановщик - Генрих Барановский (Польша).
Виктор Ерофеев |
Идея создания оперы принадлежит Альфреду Шнитке. Рассказ Ерофеева он услышал на одном из публичных чтений и сразу увидел в этой полупорнографической притче о Ленине идеальную основу для оперного либретто. Шнитке вообще считал, что писать надо только то, «что кажется совершенно невозможным, невероятным и несбыточным».
Мировая премьера «Жизни с идиотом» состоялась в Амстердаме в 1992 году. Потом опера ставилась в Германии, Австрии, Англии и у нас в Москве.
Место действия - коммунальная квартира советских времен и дурдом. В нашей версии (художник-постановщик Давид Боровский) стены дурдома оклеены газетой «Правда». Кровати подарены главврачом одной из новосибирских психиатрических клиник. Вылинявшие больничные пижамы тоже выглядят весьма натурально. В этом дурдоме супруги («Я» и Жена) в качестве абсурдного наказания, которое им назначено, выбирают себе идиота. Их выбор падает на некоего Вову (Ленин?), который портит и разрушает их жизнь и в конце своими сексуальными домогательствами доводит до сумасшествия и смерти (на афише значится «спектакль для взрослых»). В финале Жене отрезают голову ее любимым секатором, привезенным из ГДР, а «Я» оказывается в дурдоме, где кусается и поет фальцетом «Во поле береза стояла»... «Жизнь с идиотом полна неожиданностей» - звучит рефреном.
- Все мы живем с идиотом - в школе, в университете, на работе, имеем своего идиота в мужьях, в правительстве... Мало того, у каждого есть свой внутренний идиот - самый главный, - комментирует ситуацию приехавший на премьеру оперы Виктор Ерофеев.
Для режиссера-постановщика спектакля Генриха Барановского, по его словам, был важен «подтекст этой кошмарной истории», от этого зависит, будет ли свет в конце туннеля.
- Можно поставить оперу так, что люди просто подумают - Боже, какой ужас! А можно - Боже, что я делаю!
Виктор Ерофеев считает Шнитке своим самым гениальным читателем.
- Шнитке сделал вещь очень благородную, он не раздавил текст, напротив, он его высветлил. Я был потрясен его великодушием. Здесь и иллюстративность, необходимая для оперы, и некий параллелизм, и коллаж. Есть намеки и прямые цитаты - все это создает необходимый накал, который держит все на нервах. Здесь и ирония, и самоирония. Думаю, что век звериной серьезности как музыкальной, так и литературной уже закончил свое существование...
Цитат, самоцитат и намеков в партитуре оперы действительно великое множество - от Баха, Мусоргского, Шопена, Малера до гимнов «Вихри враждебные», «Интернационал» и постоянно звучащего идиотического хорового рефрена, выдержанного в духе бодрых пионерских песнопений: «Весна наступила. Грачи прилетели. На крыльях весну принесли».
Актеры, которым предстояло эту специфическую оперу спеть, признаются, что долгое время пребывали в состоянии некоторого шока, не зная даже, с какой стороны к ней подойти. Однако потом все работали с большим интересом и воодушевлением, и в итоге режиссер-постановщик остался работой доволен и даже считает, что если проработать тем же составом над тремя-четырьмя спектаклями, то можно было бы говорить о появлении новой актерской школы.
Виктор Ерофеев тоже новосибирскую премьеру одобрил, нашел ее пронзительной и сказал, что если бы был жив Шнитке, то тоже получил бы удовольствие.
***
Постановка оперы - совместный русско-немецкий проект, который осуществлен в рамках «Года культуры России в Германии». Оперу предполагается показать в Берлине, Магдебурге, Мюнхене и других немецких городах.
- В задумках также Москва, Санкт-Петербург и Соединенные Штаты, - добавляет Ерофеев, - и это не «ньювасюки», это вполне реально...