Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Премьерные страсти и гастрольные одиссеи в «Старом доме»

05.06.2000
Сезон был, да еще и есть, на удивление напряженный и продуктивный. Пять премьер, три гастрольные поездки (Москва, Киев, Стокгольм). Впрочем, подводить итоги пока рано. До закрытия сезона осталось меньше месяца, а зрителя еще ждет премьера «Голого короля» Евгения Шварца (16 июня), Фестиваль независимых театральных инициатив (24-30 июня) и еще одна премьера, в день закрытия сезона (1 июля) - черный фарс «Жан и Жюли, серебряная свадьба» по пьесе Энтони Сверлинга.Если говорить о премьерах сезона, то, пожалуй, самой необычной по исходному материалу и сценическому пространству стал спектакль «Играем Довлатова».

 «Старый дом» оказался едва ли не единственным зрелищным заведением в городе, нынешний театральный сезон в котором не был юбилейным («Красному факелу» - 80, «Глобусу» - 70, цирку - 100, оперному - 55). Однако «неюбилейность» сезона на фоне тотальной юбилейности не сделала его менее интересным:

- Сезон был, да еще и есть, на удивление напряженный и продуктивный, - говорит главный режиссер театра Семен Верхградский.

Пять премьер, три гастрольные поездки (Москва, Киев, Стокгольм). Впрочем, подводить итоги пока рано. До закрытия сезона осталось меньше месяца, а зрителя еще ждет премьера «Голого короля» Евгения Шварца (16 июня), Фестиваль независимых театральных инициатив (24-30 июня) и еще одна премьера, в день закрытия сезона (1 июля) - черный фарс «Жан и Жюли, серебряная свадьба» по пьесе Энтони Сверлинга.

Любовь с Ореновым. И ее последствия

Сцена из спектакля «Играем Довлатова»

 Если говорить о премьерах сезона, то, пожалуй, самой необычной по исходному материалу и сценическому пространству стал спектакль «Играем Довлатова», поставленный Владимиром Ореновым. Сергей Довлатов, писатель весьма почитаемый как в собственном отечестве, так и за рубежом, сценическими версиями не избалован. Его рассказы (и не без основания) считаются весьма не сценографичными. Но Оренов рискнул. И у него получилось.

Роман «Старого дома» с автором и ведущим популярной программы «Фрак народа» на ТВ довольно долгий:

- Это очень давняя любовь, - говорит Семен Верхградский.

Началось все семь лет назад, когда Оренов, еще будучи заместителем главного редактора журнала «Театральная жизнь» и только начиная раскручивать свой «Фрак», приехал в командировку - проанализировать работу театра. И предложил себя в качестве режиссера. Первой совместной работой стал спектакль «Пока все о'кей»...

- Он очень талантливый и очень полезный человек в театре, - говорит главный режиссер, - умеет уладить противоречия, увидеть что-то со стороны.

Что же касается необычного решения сценического пространства спектакля по Довлатову (играется спектакль не на сцене, а в офисном интерьере - зале фонда «Открытое общество» в Областной библиотеке), то, по словам Семена Верхградского:

- Необычное пространство, своя сценография - так решил режиссер - и наверно, это правильно. Сейчас театр, в том числе и наш, много ищет. В формах, в технологиях. Новое пространство, новая драматургия...

Две версии одной темы

Сцена из спектакля «Жан и Жюли, серебряная свадьба»

 Спектакль, который зритель увидит в день закрытия сезона («Жан и Жюли, серебряная свадьба») тоже имеет свою историю, и достаточно занимательную.

- Это одна из версий спектакля «Привкус горького миндаля» по Энтони Сверлингу, который у нас уже идет. Пьеса Сверлинга очень сложная, очень жесткая и очень жестокая. Когда мы впервые познакомились с материалом, я боялся, что российский зритель ее не примет. Поэтому по оригинальной идее Сверлинга мы с Анатолием Узденским написали свою пьесу - текст которой на 90% принадлежит Узденскому, на 8% мне и лишь на 1-3% Энтони... На этом тексте и родился спектакль «Привкус горького миндаля».

Но когда театр был приглашен со спектаклем на фестиваль в Стокгольм, обязательным условием стало вернуть хотя бы 50-70% авторского текста. Поскольку приближать текст «Привкуса горького миндаля» к пьесе Энтони Сверлинга было нереально (он уже зажил своей жизнью и стал вполне самостоятелен и самодостаточен и в ином варианте не представим), то было проще сделать новый спектакль - европейскую фестивальную версию. Ее мировая премьера состоялась в Стокгольме, а новосибирский зритель увидит эту версию впервые в день закрытия сезона. В отличие от «Привкуса горького миндаля» «Жан и Жюли, серебряная свадьба» играется в совершенно ином актерском составе (без Анатолия Узденского, с дуэтом Михаил Пичигин - Халида Иванова).

Продолжение японской эпопеи

 1 августа театр ждут на гастролях в Саппоро со спектаклем «Проклятие меча». Спектакль, поставленный Верхградским в японской традиции, в свое время выдержал серьезный экзамен на гастролях в Токио. Японская сторона отнеслась к спектаклю столь доброжелательно и заинтересованно, что берет на себя все расходы театра, начиная с Хабаровска.

Что же касается общего впечатления японцев от спектакля, то они признались, что сибиряки во многом оказались даже больше японцами, чем сами японцы.

- Мы стали почти родственниками, - говорит Семен Верхградский.

(Кстати, недавно новосибирский ученый-лингвист Юрий Тамбовцев сделал уникальное открытие («ВН» писал об этом), что японский язык родом... с Алтая. То есть и генетически мы получаемся как бы родственниками...

Семена Верхградского как режиссера спектакля японская сторона объявила первооткрывателем двух вещей. Во-первых, он предложил совершенно неожиданное решение любовных сцен - «любовь» решена им пластически достаточно свободно, но при этом целомудренно. А в Японии на сцене, как только мужчина протягивает руку к груди женщины, выключается свет, и... продолжения не следует (хотя в японском кинематографе - другая традиция)... Любовными сценами в русском спектакле восточные люди шокированы не были, и их эстетическое чувство и целомудрие не пострадали:

- Вещей, которые бы покоробили японцев, как и вещей, которые бы покоробили русских, в спектакле нет...

И еще одну подсказку для себя нашли японцы в нашем спектакле. В японской мифологии и религии есть особое отношение к моменту смерти - когда душа человека освобождается из оболочки, она представляется бабочкой... В спектакле «Старого дома» это было передано буквально - влюбленные погибают, и над их телами вьется бабочка.

- Японцы были поражены и удивлялись, почему сами не дошли до такой простой вещи.

Впрочем, в Токио и сибирякам было сделано много подсказок.

***

Одним словом, лето для актеров театра будет весьма коротким - «Проклятие меча» надо начинать приспосабливать для новой площадки в Саппоро - на днях должны прислать планировку сцены. (В Токио сцена была столь отличной от нашей, что практически пришлось делать новую редакцию спектакля).

А Семен Верхградский уже приступил к репетициям спектакля «Дом, где разбиваются сердца» по Бернарду Шоу. Премьера состоится в следующем сезоне:

- Я делаю его с той же бригадой, что и «Сентиментальный блюз», - говорит режиссер, - это небезызвестный вам Григорий Гоберник и художник Виктор Архипов...

Резонанс
Новости
Более ста человек собрались у лицея №22 «Надежда Сибири» в центре Новосибирска вечером 18 октября. Родители учащихся и местные жители протестуют против строительства бизнес-центра на месте сквера на улице Советской. Они готовят обращения в прокуратуру и мэрию.

В Октябрьском районе Новосибирска опасность для детей представляют тренажеры во дворах. Случаев, когда школьники получили травмы в собственном дворе, уже пять, и родители намерены обратиться в прокуратуру, чтобы добиться демонтажа металлических конструкций.
Нетипично крупные покупки, много купленных товаров за час, снятие денег в новых местах – банки вправе блокировать трансакции, которые они по новому закону посчитают сомнительными. Обостренная забота о безопасности может обернуться внезапными неприятностями для клиента. Чтобы пользоваться картой за границей, нужно предупредить банк за неделю до вылета. Что делать, чтобы избежать блокировки карты – в материале VN.ru.
Пройдут только свои. Жители нескольких многоквартирников в Железнодорожном районе Новосибирска вступили в конфликт из-за того, что ТСЖ одного из домов устанавливает забор вокруг здания. Противники утверждают – это ограничит проезд транспорта и затруднит движение пешеходам.
Чиновник с «жестким характером» – начальник управления архитектурно-строительной инспекции мэрии Новосибирска Анатолий Мотыга – написал заявление об увольнении. Этот пост он занимал 15 лет. Отставка Мотыги совпала с подготовкой строительства бизнес-центра рядом с лицеем №22, которая возмутила общественность.

Урбанисты все чаще говорят о том, что в городских микрорайонах нужны площадки, которые будут привлекать жителей со всех окрестных улиц, станут точками притяжения для соседей, местом встреч, знакомств, отдыха. Как раз такие места в каждом районе Новосибирска и будут созданы в рамках проекта «Территория детства».