Столичная критика публикует рейтинги, обсуждает проблему разобщенности писателей и ругает журнал «Сибирские огни».
Еженедельник «Литературная Россия» опубликовал список ведущих писателей Сибирского федерального округа. От Новосибирска в число лучших попали Владимир Клименко, Михаил Черненок, Александр Денисенко, Валерий Малышев, Виорэль Ломов, Иван Овчинников, Владимир Берязев, Нелли Закусина, Михаил Щукин, Виктор Яранцев и Геннадий Прашкевич.
Безусловным лидером среди сибирских литераторов определен Валентин Распутин (Иркутск). Хотя, отмечает еженедельник, «рука художника ослабела. Новые его вещи, скажем, повесть «Изба» или рассказ «В ту же землю», не сравнить ни с «Живи и помни», ни с «Деньгами для Марии«. Понятно, что время изменилось, и старое вино в новые мехи не влить. Но ведь никто никого и не заставляет повторяться. Дело в другом, в том, чтобы суметь
Второе место отдано Александру Бушкову (Красноярск). Он один из самых издаваемых авторов. Тиражи его книг давно зашкалили за 20 миллионов экземпляров (только в 2004 году у него вышло 105 книг общим тиражом 1 миллион 889 тысяч экземпляров).
Почётное третье место у поэта Михаила Андреева (Томск), который известен в основном по текстам песен для популярных групп «Любэ», «Иванушки интернешнл», «Корни» и «Фабрика». При этом мало кому известно, что Андреев в первую очередь очень интересный лирик. Не зря Иосиф Бродский в своё время написал весьма лестное предисловие к книге Андреева «По материнской линии».
В целом же, отмечает московский критик Вячеслав Калмыков, литературному процессу в Сибири свойственны те же проблемы, что и всей России.
Во-первых,
«Вторая проблема: информационная разобщённость и отсутствие регулярных связей между писательскими организациями Сибири. Барнаульские литераторы не знают, что нового написали омичи, а читинцы не в курсе кемеровских событий. Ассоциация писателей Сибири, похоже, больше обслуживает своих начальников Валерия Казакова и Владимира Берязева. Да и журнал «Сибирские огни» всё никак не может преодолеть старые стереотипы и вырваться из плена страшного провинциализма.
Третий вопрос. Живущим в регионах писателям оказалось сложней всего осознать, что советская система поддержки литературы, как и многие критерии оценки книг, давно рухнули. И вряд ли возможен возврат к старому. А значит, и писать надо
Разговор о разобщенности в писательской среде вопросов не вызывает, что же касается рейтинга, то его публикация вызвала бурный всплеск эмоций в писательской среде. Одни с оценкой согласны, другие, напротив, утверждают, что все это «ерунда на постном масле», третьи довольны хотя бы тем, «что заметили», четвертые о факте публикации говорят не иначе как о «позоре солидного еженедельника». Действительно, вызывает вопросы, почему, например, Виорэль Ломов не издавший ни одной книги, публиковавшийся только в журнале «Сибирские огни», стоит в списке
Интересно, что председатель Новосибирского отделения писательской организации Анатолий Шалин ни о каком экспертном совете и опросах (если они были) понятия не имеет. Статью прочитал по факту появления ее на сайте «Литературной России». Официальных обсуждений в писательской организации по этому поводу, говорит, не было большинство литераторов проводят лето на дачах. Так что все дискуссии откладываются на осень. Что касается вывешенных на всероссийское обозрение списков из 50 сибирских фамилий (представлены Иркутск, Красноярск, Томск, Чита,
Подбор представляется достаточно случайным и крайне любительским. Особых возражений против списка фамилий нет, но в нем могли бы быть и другие имена. А самое главное, совершенно непонятны критерии оценки. Как оценивались авторы? По читаемости? Издаваемости? По известности? По качеству текстов? Так называемый рейтинг представляется московским, очень далеким от реальной ситуации, субъективным взглядом
«Страсти по рейтингу» вполне понятны и легко объяснимы. Если «писательская община» Новосибирска разбита на несколько лагерей, а инициатором проведения рейтинга является одна из враждующих сторон (в данном случае, по нашим сведениям, Ассоциация сибирских писателей), говорить об абсолютной объективности не приходится