Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

«Великий и могучий» станет проще. И люди к нему потянутся?

03.11.2000
Известие о том, что в Институте русского языка РАН готовится новый «Свод правил русского языка», вызвало бурную реакцию не только журналистов и филологов, но и широкой общественности. Сегодня о предстоящей реформе мы беседуем с преподавателями Новосибирского института филологии, массовой информации и психологии.

Известие о том, что в Институте русского языка РАН готовится новый «Свод правил русского языка», вызвало бурную реакцию не только журналистов и филологов, но и широкой общественности. Сегодня о предстоящей реформе мы беседуем с преподавателями Новосибирского института филологии, массовой информации и психологии (ИФМИиП).

Пора «чинить» орфографию

 Наверняка мало кто из читателей, вспомнив «школьные годы чудесные», сможет ответственно заявить, что его любимым предметом был русский язык. Если верить проведенному недавно в столичных школах социологическому исследованию, у современных учеников эта дисциплина стоит на предпоследнем месте по популярности. Ректоры и преподаватели технических вузов отмечают всеобщее падение грамотности среди студентов и абитуриентов. В чем причина такой ситуации? Можно ли ее изменить?

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой современного русского языка ИФМИиПа Ирина Зайдман считает, что проблема - в неправильной расстановке акцентов составителями школьных программ и методик обучения языку: «Учителя понимают преподавание очень узко - как изучение орфографии и пунктуации. Тем самым они отталкивают учеников от живого языка, от общения. Очень часто на уроках звучит призыв: «Вспомните!» Мы ориентируем детей на заучивание правил и исключений, а не на усвоение законов языка. В результате все больше выпускников школы, хорошо владея другими предметами, не умеют высказать свою мысль, доказать свою точку зрения».

У педагогов даже появился термин «дидактогения» - боязнь обучения. Ученик боится допустить ошибку. Получая отрицательные оценки, он постоянно оказывается в ситуации неуспеха. Как следствие, у него возникает ощущение, что он никогда не научится русскому языку (сейчас речь идет именно об этом предмете). А раз никогда не научится, значит, и не пытается изучить.

Ну хорошо. А при чем здесь реформа? И вообще, что собираются реформировать? Орфографию, пунктуацию, орфоэпию? На страницах некоторых, казалось бы, солидных изданий доводилось читать, что в Академии наук замахнулись на сам русский язык.

- Дело в том, что подавляющее большинство людей отождествляют язык с его письменным костюмом. На самом деле, язык и письмо - вещи совершенно разные, - объясняет доктор филологических наук, профессор Юрий Фоменко. - Реформировать язык невозможно. Он развивается объективно, независимо от волюнтаристских вмешательств тех или иных отдельных личностей. Реформировать можно только орфографию.

Специалисты ИФМИиПа считают, что реформу, затеваемую сейчас, необходимо было провести еще в 20-х годах нынешнего века, тогда для этого были хорошие исторические условия, ссылаются при этом на академика Льва Щербу, который говорил: «Носители каждого языка должны периодически чинить свою орфографию». Во всяком случае, сейчас предпосылок для изменения орфографии больше чем достаточно.

- На сегодняшний день в нашей орфографии набралось большое количество элементов, которые не только не отражают современное состояние структуры языка, но противоречат этой структуре, - считает кандидат педагогических наук, доцент Зоя Леденева.

К таким атавизмам можно отнести правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Данное написание объясняется произношением, отделенным от нас несколькими веками. Или мягкий знак на конце слов после шипящих. Он остался еще с тех пор, когда вместо «ь» был звук. Звук давно ушел, и мало кто сейчас сможет объяснить, почему на конце слова «рожь» мы пишем «ь», а на конце слова «камыш» не пишем. Еще меньше людей, надо полагать, знают, почему «цыган» пишется через «ы», а «цифра» через «и».

- Мы учим детей орфограммам, которые противоречат современному состоянию языка. Тем самым разрушаем лингвистическое чутье, уничтожаем фонематический слух. Объяснить не можем - заставляем заучивать, - соглашается с коллегой Ирина Зайдман.

Орфограммы с возу - языку легче?

 Собственно, вся реформа задумывается для того, чтобы облегчить жизнь людям, не шибко дружным с русским языком сейчас, а также учителям этих людей. Орфографию планируется упростить: по максимуму избавиться от исключений, подобных вышеупомянутым «цыгану», «парашюту» и прочим словам, написание которых труднообъяснимо; отказаться от дефисов в сложных словах типа ретро-, авиа-, медиа- и так далее.

Новосибирские педагоги-словесники обеими руками «за» реформу: «Дух захватывает, когда представляешь, сколько времени, сил, нервов освободится у учителей и учеников для того, чтобы заниматься РУССКИМ ЯЗЫКОМ как средством формирования, передачи и выражения мыслей. Вот что такое на самом деле русский язык. А не громада правил и исключений, которые нужно зазубривать».

Однако есть некоторые нюансы. Их приводит в качестве аргументов «против» Юрий Фоменко: «Нужна ли реформа орфографии в наши дни? Я в этом не уверен. Боюсь, что потерь окажется больше, чем выгод. Во-первых, это расшатает орфографические навыки всего населения и в первую очередь школьников. Они вновь убедятся в том, что орфография не незыблема. Что ее устанавливают люди. Затем школьник будет рассуждать примерно так: «А чем я хуже тех людей? Почему я не могу установить для себя свои собственные правила?» Во-вторых, понадобится сплошное переучивание педагогов, журналистов, научных сотрудников, всех тех, кто работает с языком. В-третьих, нужно будет перепечатывать всю учебную и специальную литературу».

Матерщина - богатство или балласт языка?

 Тем не менее многие чересчур ретивые реформаторы желают не только упростить, а может, и вовсе опустить орфографию, но и - тут сложно разобраться: примитивизировать или обогатить - русский язык введением в литературный обиход матерных слов. Рассуждают: мол, все равно все их используют. Причем не только люди, от изящной словесности далекие, но и писатели, и журналисты. Так, может, хватит ханжески ставить многоточие в тех местах, где должен быть мат?

- Нет, нет и еще раз нет! - таково мнение Юрия Фоменко. - Матерная лексика, по определению самого народа, - это лексика неприличная, грубая, оскорбительная. Если я пользуюсь матерной лексикой в присутствии других людей, я их оскорбляю, демонстрирую неуважение к ним. На что имеет право писатель или журналист? Он имеет право на частичное использование неприличных слов как характерологических деталей. Но допускать полное воспроизводство?! Обогатить русский язык, привнести в него что-то позитивное матерная лексика не может. Она и так входит в язык, но находится на его периферии. Воспитанные и образованные люди к этой периферии не обращаются.

Я русский бы вы... только за то,
что знать не могу из-за лени

 И все-таки, быть неграмотным - так ли это страшно? Вспомним любимого всеми книжного героя Шерлока Холмса, который не знал многих общеизвестных вещей и говорил при этом, что человеческая голова подобна чердаку. Кто-то тащит туда всякий ненужный хлам. Кто-то складывает на свой чердак только необходимые вещи и строго следит, чтобы там не было ничего лишнего. Многие молодые люди сейчас рассуждают подобно Шерлоку Холмсу: зачем мне русский язык, если я собираюсь стать компьютерщиком (химиком, физиком, коммерсантом)?

По убеждению наших собеседников, неумение грамотно писать - не трагедия, хотя и большой пробел в культурном багаже человека. Все тот же академик Щерба писал: «Значимость орфографической грамотности у нас преувеличена».

- Не так страшно, если кто-то где-то не поставит запятую, - рассуждает Юрий Фоменко. - Гораздо хуже, когда телеведущие говорят Вероника (с ударением на второй слог) вместо Вероника (с ударением на третий) или «...обувь для детей отечественного и импортного производства». Интересно, как отличить, отечественного производства ребенок или импортного?

И, наконец, резюме: предстоящая реформа орфографии (если, конечно, ее утвердят в Министерстве образования и в Академии наук) создаст ситуацию уменьшения затрат на изучение орфографии и высвободит эти силы на изучение русского языка как средства общения. Задумка неплохая, не правда ли? Посмотрим, что получится.

P.S. В случае принятия реформы «переходный период» продлится 2-3 года. В это время можно будет писать и так и этак. После того как новые правила вступят в абсолютную силу, написание «по-старому» будет считаться ошибкой.

Историческая справка

 Изменения в русскую орфографию вносились много раз. В Петровскую эпоху вместо одной азбуки появилось две: церковно-славянская и «гражданица». Петр первый беспощадно удалял «лишние» буквы, собственноручно правил остальные, подгоняя русскую азбуку к латинскому строю.

В начале ХХ века большевики устранили некоторые буквы, которые уже не выражали звуки («ъ» в конце слов) или обозначали такие звуки, которым соответствовали другие буквы («ять», «фита»).

В 60-е годы перед советскими языковедами тоже ставилась задача «усовершенствовать и упростить» существующую орфографию. Однако случайно попавшие на страницы газет некоторые идеи, например, унифицировать написание слов со звуком «Ы» после «Ц» (огурци) свели реформу на нет.

В настоящее время сотрудники Института русского языка, изучив тенденции письменной и разговорной речи, пришли к выводу, что правила правописания, узаконенные в 1956 году, в значительной степени устарели.

Резонанс
Новости
Накануне, 11 декабря, отмечали скорбную дату. В этот день вспоминают воинов, погибших в вооруженном конфликте в Чечне. Количество жертв чеченской кампании исчисляется десятками тысяч человек. По различным данным, количество убитых за 10 лет колеблется от 40 до 120 тысяч человек. О том, как стреляли без предупреждения, писали завещания, уходя на войну, и почему желающих отправиться в Чечню среди российских силовиков было огромное количество, рассказал Максим Е., обладатель трех Орденов Мужества. За его плечами – 13 командировок в Чечню во время первой и второй кампаний.
Кулачные бои, брань и крысиный яд - управдомы превращаются в царьков своего маленького мира и упиваются властью. Отключение электричества, проколотые шины, побои и оскорбления – какие бесчинства творят старшие по дому и можно ли свергнуть домомучителей?
Олениху Миланью, которую водители подобрали на трассе, отправили на лечение в Барнаул. Дальнобойщики привезли животное на склад, сделали специальную лежанку из сена и оказали первую помощь.
12.12.2018 фото
С 1 января 2019 года во всех регионах страны начинается переход на новую централизованную систему обращения с твердыми коммунальными отходами. 1 млрд 77 млн выделено Новосибирской области из федерального бюджета для решения мусорных проблем. Сегодня из 1500 населенных пунктов области мусор вывозят только в 180. Проблемы несанкционированных свалок, возможные тарифы и вывоз мусора из отдаленных районов обсудили участники круглого стола сегодня, 12 декабря.
Рекорд по продолжительности поставили публичные слушания, которые проходили вчера, 11 декабря, в администрации Советского района. Они продолжались более четырех часов, и на них обсуждался только один вопрос. В формулировке мэрии Новосибирска он звучал так: «О проекте планировки территории, ограниченной шлюзовым каналом, створом перспективного моста через реку Обь, Бердским шоссе и границей городских лесов в Советском районе».