- Центр Новосибирска перегружен наружной рекламой. Эксперты из других городов, руководители федерального уровня отмечают перегруженность центра Новосибирска рекламными конструкциями в сравнении с другими городами-миллионниками? Что с этим делать?
- Жители других городов могут быть субъективны в своем мнении. Например, в Екатеринбурге есть масса своих проблем по наружной рекламе.
В Екатеринбурге приняли красивые и полезные нормативы и правовые акты, но теперь там процветает рынок серой рекламы - чего нет в Новосибирске. Вопрос в другом – по каким критериям можно оценивать - перегружен центр города рекламой или нет? С чем сравнивать? Сейчас у нас рекламные щиты расположены через каждые 100 метров. По новым правилам – уже через 150 м. По линии Министерства культуры – новые решения - весь Красный проспект сделать открытой историко-культурной зоной. Соответственно, все согласования идут через Министерство культуры Новосибирской области. Однако в Новосибирске пока нет единого регламента оформления фасадов зданий.
- Участники рынка и эксперты считают, что огромные билборды 3 на 6 устарели и должны быть заменены на высокотехнологичные конструкции. Ваше мнение?
- Напомню, что за эстетику отвечают художники и архитекторы. Мы согласовываем саму рекламную конструкцию. Я спрашивал у рекламщиков, почему вы не спешите перейти на электронные диджитал-борды (Digital Board)? Мне поясняли, что в Сибири при низких температурах экраны быстро ломаются, много затрат требуют ремонт и обслуживание. Это во-первых. Во-вторых, диджитал-борд в среднем стоит около 2 млн. рублей. Для сравнения, обычный рекламный щит стоит около 200 тыс. рублей. Разница в 10 раз, но информации в 10 раз больше на нем не разместить, поэтому срок окупаемости значительно увеличивается. Поэтому вкладывать сейчас деньги только в диджитал-борды по мнению участников рынка экономически нецелесообразно.
- Каковы ваши приоритеты: реклама в первую очередь должна приносить деньги в бюджет или не портить облик города?
- Замечу, что рекламный рынок за последние три года значительно сократился. Сами рекламщики отмечают устойчивое падение спроса, начиная с 2014 года. Много отраслей бизнеса, которые так или иначе взаимосвязаны с зарубежными партнерами. Многие крупные сети имели большие рекламные бюджеты, но из-за санкций были вынуждены их сократить.
Поэтому в плане приоритетов для нас в первую очередь важны интересы города, чтобы он был красивым и комфортным для жизни. Но позволить себе потерю доходов от рекламы мы не можем, как, предположим в Москве. Поэтому стараемся сохранить баланс. Мы власть исполнительная, а не законодательная.
Депутаты могут принять документ и сказать, например: «Убираем всех через одного». Щиты сократить - не проблема. Предположим, мы через полгода очистим город от рекламы на 50%, но к чему это может привести? Зарабатывали 130 млн рублей, будем зарабатывать 70 млн рублей. И надо еще заметить, что рекламщики платят налог ЕНВД, который также целиком идет в бюджет Новосибирска. Минус примерно 200 млн рублей. Этот минус - один непостроенный детский сад, или половина здания школы. У города не так много способов пополнять бюджет, поэтому вопросы сокращения рекламы нужно решать взвешенно, все хорошо продумывать.
- Не помешает ли вам руководить управлением отсутствие профессионального опыта в рекламной сфере? Почему вы приняли предложение возглавить управление?
- Я задам встречный вопрос: «Должен ли доктор переболеть всеми болезнями, которые он лечит?». На мой взгляд, любой чиновник в своей работе, прежде всего, руководствуется нормативно-правовыми актами. И вот в этом плане мое юридическое образование позволяет мне разбираться в такой сфере деятельности, как реклама.
Кстати, отсутствие строительного образования не помешало с успехом достраивать один из «знаменитых» долгостроев Новосибирска – большой дом напротив «Сибмолла». Я председатель правления жилищно-строительного кооператива. С моим приходом в ЖСК в марте 2016 дом стал достраиваться, в декабре 2017, думаю, мы его сдадим.
- То есть управленческий опыт есть и помогает работать…
- …А также и политический – я трудился руководителем депутатского центра. Кстати, работал с обращениями граждан по поводу рекламных конструкций, которые им казались незаконно установленными (и это часто подтверждалось). Это позволяло мне увидеть большой пласт общественных отношений: и тарифы, и пенсионное законодательство, и многое другое…
- Нередки жалобы граждан на фривольную рекламу. Как будете контролировать ее содержание? - Для меня рекламный рынок состоит в его регулировании и формировании доходной части бюджета Новосибирска. А у нас все это пытаются свести к контенту, которым наполнены рекламные конструкции. Мы не занимаемся темой «фривольного содержания». Этой темой занимается УФАС, это его компетенция. У нас другие полномочия. - Как складываются отношения с главными игроками на рекламном рынке Новосибирска? - Думаю, что рекламные агентства сейчас больше испытывают проблем от отсутствия заказчика и снижения прибыли, чем от давления со стороны властей. Закон «О рекламе» принят давно, все профессиональные участники рынка работают с ним в устоявшемся порядке. Меня представлял коллегам мэр города Новосибирска Анатолий Локоть, в том числе, рекламному сообществу. Все вопросы решаются в рабочем порядке. Есть правило Парето, итальянского экономиста, согласно которому 20% участников рынка дают 80% прибыли. И наш город подтверждает это правило.
- Бизнесмены жалуются на громоздкий и забюрократизированный процесс согласования вывесок. Будет ли это меняться? - У нас законом установлена нижняя граница времени размещения рекламной конструкции – 5 лет. То есть, предприниматель, единожды сдав документы, может в следующий раз прийти на продление разрешения через 5 лет (если он собственник помещения или здания). Если он арендатор, то мы оформляем документы в пределах действия договора аренды. К сожалению, у предпринимателей есть привычка сначала вывешивать рекламу, потом согласовывать. А затем они говорят, что якобы «не знали, что так нельзя». Срок рассмотрения заявления у нас – 2 месяца. Причем наиболее тяжелый момент – это согласование с собственниками жилых зданий. Но этот момент прямо прописан в федеральном Законе «О рекламе». Другие согласования - художник, архитектор, проект рекламной конструкции, заключение специализированной организации можно сделать буквально за пару дней. Нам говорят, что в правила размещения якобы все время вносят изменения. На самом деле это «косметические» изменения. Основной принцип, что вывеску надо согласовывать, не изменился (также не изменился порядок ее размещения, список документов и т.д.). Появились дополнительные акты, кстати, облегчающие жизнь заявителей по размещению рекламы. На мой взгляд, идет процесс сокращения административных барьеров по размещению рекламы. Вывески, завешенные тканью - это следствие того, что люди поначалу разместили рекламу, и только потом начали согласовывать. По закону мы обязаны сначала вывеску демонтировать, а потом предложить получить разрешение. Но демонтаж тоже происходит не бесплатно, а за счет города, в бюджете для этого недостаточно средств. Мое личное видение решения проблемы – расширить полномочия нашего комитета по рекламе, и, возможно, создать управление рекламы. В этом случае будет достаточно ненамного увеличить бюджет, мы пригласим на работу архитектора и художника, а если еще нанять специалиста-проектировщика, то фактически получится процедура одного окна. Чтобы предприниматель приходил и сдавал все документы в одном месте, получив все необходимые согласования, а не бегал по разным инстанциям. Это, конечно, идеальный вариант. - Участники рынка и эксперты считают, что Новосибирску необходим регламент размещения рекламных конструкций. Собираетесь ли разрабатывать такой документ? - В настоящее время мэр поручил создать рабочую группу (до 20 июня) в которую войдут: председатель комитета рекламы и информации мэрии, главный художник города, главный архитектор, советник мэра Александр Ложкин и глава Центрального округа Сергей Канунников. Наработки по этому вопросу уже есть, просто до настоящего времени это никак не могло получить законодательную инициативу. Надеюсь, что с моим приходом на должность главы комитета по рекламе, с моим опытом работы с депутатским корпусом нам удастся оформить единые правила оформления фасадов. Я внимательно изучил все решения городского совета, начиная с 2006 года. Выясняю, почему вносились те или иные нормативно-правовые акты, что послужило причиной внесения. Провожу юридический анализ практики внедрения единого регламента в Казани, Москве, Екатеринбурге. Однако у всех свой опыт – у нас, в отличие от Москвы, другие бюджеты, другая ситуация по принятию решений. В центре Москвы законодательно установлен регламент размещения рекламы - объемные буквы, закрепленные на фасадах, без подложки. Там предприниматели понесли затраты при демонтаже вывесок и установке новой рекламы. У нас же это сделать сложнее, бизнесмены будут возмущены и по-своему правы, так как они уже один раз согласовали рекламу и устанавливали рекламные вывески за свой счет.