Комментарий банка «Авангард»
Относительно ситуации с клиентом банка «Авангард» Галиной Субботиной поясняем.
Расчетная карта банка «Авангард» по программе «Школьная карта» была получена клиентом Г. Субботиной в феврале 2018 года. При заключении договора клиенту были разъяснены правила пользования картой. Сведения о дате пополнения карты школьника и дате списания в статье отражены корректно. Как и другие клиенты, Г. Субботина получала SMS-сообщения о пополнении счета карты и о списании платы за питание. В связи с каникулами других операций, кроме упоминаемых в статье, до 2 апреля по карте не производилось.
С 02.04.2018 банк ввел для родителей по программе «Школьная карта» push-уведомления, о чем родители были уведомлены: в школе размещены плакаты с информацией, банком были переданы в достаточном количестве информационные листовки классным руководителям для передачи родителям, на сайте программы появилась соответствующая информация, клиентам были разосланы SMS-сообщения, включая Г. Субботину.
Для получения push-уведомлений по программе «Школьная карта» родителям достаточно скачать бесплатное мобильное приложение и подключить push-уведомления в разделе «Настройки». Г. Субботина сделала это 17.04.2018. До установки приложения на мобильное устройство клиента push-уведомления приходить не могли.
Таким образом, банк предоставил клиенту возможность пользоваться бесплатным мобильным приложением и бесплатными push-уведомлениями, однако банк не может нести ответственность за то, что клиент не получал уведомлений по причине собственного бездействия. Это сфера ответственности клиента.
Что касается упомянутой в статье комиссии 10 %, которую муж Г. Субботиной, если верить автору статьи, заплатил стороннему банку при переводе средств на счет карты, претензия в адрес банка «Авангард» неуместна, банк не взимал комиссию за зачисление средств, а способ перевода был выбран мужем Г. Субботиной самостоятельно. Банк «Авангард» предоставляет своим клиентам в Новосибирске возможность бесплатного пополнения карт в 4 офисах и 11 банкоматах с функцией пополнения. Офисы и банкоматы имеют продленное время работы для проведения операций в вечернее время. Таким образом, у клиента были все возможности пополнить карту без комиссии, и, если клиент при этом выбрал иной способ, это его личная ответственность.
Также в конце статьи содержится комментарий Е. Казанцева, порочащий деловую репутацию ПАО «АКБ «АВАНГАРД», в частности, следующими утверждениями:
«Случай вопиющий, когда компания, которая оказывает услуги в учебном заведении, пытается обобрать родителей, назначая 36 процентов годовых за неразрешенный овердрафт».
Комментарий банка
Технология оплаты питания в учебных учреждениях разрабатывалась исходя из принципов максимального удобства для школьников:
— оплата должна происходить максимально быстро, чтобы у детей оставалось больше времени на прием пищи;
— при недостатке средств на карте ребенок не должен страдать из-за забывчивости родителей и должен получить горячее питание в любом случае.
Выбирая расчетную, а не кредитную карту, в соответствии с условиями договора родитель осознанно выбирает вариант, при котором он самостоятельно и вовремя должен обеспечить наличие средств на карте для оплаты питания. Банк начисляет проценты лишь в том случае, если родитель нарушает свои обязательства: дает ребенку карту для оплаты питания, но не вносит на нее средства для оплаты.
Ответственность за своевременную оплату питания ребенка в школе полностью относится к сфере ответственности его родителей.
«Можно также обратиться в антимонопольную службу, в Роспотребнадзор с коллективным письмом, потому что родителям не предоставили выбора, не было никакого конкурса, не выбирали лучшего и каким-то образом они были вынуждены иметь дело с единственным банком».
Комментарий банка
Банк оказывает комбинату питания на договорной основе услуги эквайринга, т. к. предложение банка наиболее полно соответствовало требованиям комбината и при этом предполагало бесплатное для родителей и школы обслуживание проекта.
Не соответствует действительности утверждение, что родители не имеют выбора и вынуждены соглашаться на предложение банка — у учащихся и их родителей сохраняется возможность оплачивать питание наличными.
Руководитель пресс-службы банка «Авангард» Н. А. К
Мнение редакции
Со своей стороны, редакция не может оставить без комментариев ответ банка, относящийся к этой вопиющей ситуации.
Банк «Авангард»: «…банком были переданы в достаточном количестве информационные листовки классным руководителям для передачи родителям…»
Редакция: О каких листовках и плакатах может идти речь? Это и есть современный способ информирования родителей, которые далеко не всегда заходят внутрь школы, когда привозят детей на занятия?Что касается СМС-сообщения банка о введении push-уведомлений, то Субботина получила его только 16 апреля, через две недели после внедрения. Не слишком ли запоздало?
Банк «Авангард»: «…Для получения push-уведомлений по программе «Школьная карта» родителям достаточно скачать бесплатное мобильное приложение…»
Редакция: Представим ситуацию, что у родителя кнопочный телефон или приложение не устанавливается по другой причине. Тогда, по мысли банка, придется купить новый аппарат, чтобы быть в курсе питания ребенка? Или школьника опекает бабушка, не владеющая хитромудрыми скачиваниями и подключениями? Как же насчет равных для всех родителей простых, понятных условий предоставления информации?
Банк «Авангард»: «...Что касается упомянутой в статье комиссии 10 %, которую муж Г. Субботиной, если верить автору статьи, заплатил стороннему банку при переводе средств на счет карты, претензия в адрес банка «Авангард» неуместна...»
Редакция: Претензий непосредственно к «Авангарду» за комиссию 10 процентов, которую взимает сторонний банк за перевод средств, конечно, нет. Вот только родителям не важно, кому именно они перечислили дополнительные суммы. А бесплатно закинуть деньги на карту не так просто. К примеру, ближайший от дома Субботиных офис, а также банкомат с функцией приема наличных находятся в 13 остановках. И да, конечно, это «личная ответственность» родителей, но нам кажется, что обычное питание в школе не должно сопровождаться такими трудностями и дополнительными тратами.
Банк «Авангард»: «Также в конце статьи содержится комментарий Е. Казанцева, порочащий деловую репутацию ПАО «АКБ «АВАНГАРД»...»
Редакция: Мы благодарны эксперту, который привык отстаивать интересы потребителей, за его прямоту. Тем более что комментирует он очевидный факт: начисление высоких процентов по техническому овердрафту.
Банк «Авангард»: «...оплата должна происходить максимально быстро, чтобы у детей оставалось больше времени на прием пищи...»
Редакция: Трогательная забота о детях. Правда, небезвозмездная, всего под каких-то 36 процентов годовых. А ведь родители ясно выразили свою волю — никаких дополнительных трат, — не согласившись подключать кредитный лимит.
Банк «Авангард»: «...предложение банка наиболее полно соответствовало требованиям комбината и при этом предполагало бесплатное для родителей и школы обслуживание проекта...»
Редакция: Мы получили ответ комбината питания «Левобережный» на наш запрос, который также публикуем ниже.
Банк «Авангард»: «Не соответствует действительности утверждение, что родители не имеют выбора и вынуждены соглашаться на предложение банка — у учащихся и их родителей сохраняется возможность оплачивать питание наличными».
Редакция: Оплачивать наличными комплексный обед невозможно — только картой, рассказала нам Галина Субботина. Эту информацию администрация школы сообщила на общем родительском собрании. За наличные можно только докупить что-нибудь, пирожок или сок, например.
Комментарий школы № 199
Администрация средней общеобразовательной школы №
В частности, цитата, приписанная и. о. директора средней общеобразовательной школы №
Е. Ю. Степанова в телефонном разговоре с корреспондентом сообщила, что не готова сейчас обсуждать предлагаемый вопрос, и предложила корреспонденту приехать для того, чтобы можно было подробно поговорить и дать все необходимые комментарии. Корреспондент не приехал и никаких официальных комментариев от представителей школы не получал.
Е. Ю. Степанова не давала разрешения использовать содержание телефонного разговора в качестве комментария для каких бы то ни было публикаций. О чем было ясно сказано с формулировкой «Я не готова давать комментарии». Тем не менее в указанном выше материале автор ссылается на слова Е. Ю. Степановой, причем вырванные из контекста разговора.
В указанной выше приписываемой Е. Ю. Степановой цитате приводятся ложные сведения о стоимости обслуживания карт банка «Авангард» в рамках программы «Школьная карта»: «Обслуживание карт родителям обходится дешевле — 1,5 процента». Информация не соответствует действительности, все карты банка «Авангард» в рамках указанной программы, как карты школьника, так и карты родителей, выпускаются и обслуживаются бесплатно. Цитата вырвана из контекста разговора и не относилась к обслуживанию карт родителей и школьников.
И. о. директора средней общеобразовательной школы №
Мнение редакции
Средство массовой информации по закону имеет право на добычу информации, однако нигде не сказано, должна ли информация быть получена при личной встрече, по телефону, письмом и так далее. В редакции есть запись телефонного разговора, из которого следует, что опубликованная информация не была искажена и вырвана из контекста. Не доверять тому, что было сказано официальным лицом, пусть по телефону, а не при личной встрече, у редакции не было оснований.
Что касается стоимости обслуживания карт, то об этом тоже было сказано в телефонном разговоре. Смеем предположить, что, несмотря на то что родители непосредственно не платят за обслуживание, это заложено в стоимость обедов.
Ситуацией с картами питания озаботились многие родители школы № 199, они обращаются в банк с претензиями. Мы будем следить за тем, как развиваются события.
Имели право
Ответ на запрос «Советской Сибири» дало ООО «Комбинат питания «Левобережный». Директор Юрий Перетяткевич сообщил, что компания является частным предприятием и имеет право самостоятельно определять контрагентов для организации безналичного расчета за услугу «Школьное питание». Как отмечает руководитель, по этому поводу была проведена большая работа, в том числе с представителями другого банка, который не пошел на снижение процентной ставки за организацию услуги безналичного расчета.
— Учитывая тот фактор, что все расходы по пищеблоку, в том числе аренда помещения, земельный налог, дератизация, дезинфекция, ремонт и покупка инвентаря и оборудования, отнесены на комбинат, снижение процентной ставки являлось существенным при выборе оператора учетов безналичных расчетов. Кроме того, был учтен и предыдущий опыт с банком «Авангард» в других учреждениях Новосибирска, где вопросов подобного рода не возникало, — отметил Юрий Перетяткевич.
Напомним
В № 16 «Советской Сибири» от 18 апреля была опубликована статья «Обед с процентами». В ней жительница Новосибирска Галина Субботина рассказала о том, что по «Школьной карте», которой ее сын-второклассник рассчитывается за обеды в школе, она задолжала банку «Авангард», хотя не соглашалась на кредит. В банке такой долг называют техническим овердрафтом и начисляют на него 36 процентов годовых.
Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №17 от 25 апреля 2018 года