Новосибирск

Горан Брегович: «Очень рад, что не стал профессором марксизма»

09.12.2021
Екатерина Маркова
Накануне выступления Горан Брегович встретился с новосибирскими журналистами. Фото и видео Андрея Заржецкого
Всемирно известный музыкант, автор музыки к десяткам фильмов Горан Брегович приехал в Новосибирск на Рождественский фестиваль. «Время цыган», «Аризонская мечта», «Турецкий гамбит», «Борат» – фильмо- и дискография композитора, который по-прежнему называет себя югославом — квинтэссенция балканского музыкального наследия.

«Свадебно-похоронный оркестр» Бреговича исполняет и авторскую, и народную музыку. На концерте в Новосибирске музыканты исполнили старые хиты, композиции с последнего альбома Бреговича и отрывки из его опер. Накануне выступления музыкант встретился с новосибирскими журналистами и рассказал, что он думает о пандемии, своих музыкальных вкусах и войне в Югославии. Извечный вопрос Бреговичу о его друге Кустурице, с которым композитор не общается уже много лет, прозвучал одним из первых.


– Не обидно ли вам, что вас до сих пор представляют как автора музыки к фильмам Эмира Кустурицы? Ведь этих фильмов всего три, и с тех прошло уже 30 лет.

– У меня достаточно музыки для кино. Моя биография состоит из музыки для фильмов о войне, а до войны у меня были записи, которые являлись «золотыми» во многих странах мира. Во время войны в Югославии я эмигрировал в Париж, и там музыка для кино была единственным жанром, который мне тогда предложили. В моей биографии около 20-25 фильмов, для которых я создал музыку. Я до сих пор сочиняю музыку для кино, но сейчас уже нет такого кино. Если у вас есть какая-то идея в голове — я могу сочинить для нее музыку.

– Когда вам было проще писать – в юности или сейчас?

– Намного проще, когда я был молодым. Я думаю, у всех возрастных артистов есть одна и та же проблема. Вы рождаетесь с неким количеством таланта и вкуса. Талант, он остается тот же, но вкус развивается, и с годами просто уже ничего больше не нравится. Это проблема каждого артиста.

Скрипка была моим первым инструментом. Для базилики Сен-Дени в Париже мне заказали написать скрипичный концерт, который я назвал «Три письма из Сараево».

Сараево – это была некая метафора, потому что то, что в Сараево происходило в 1991 году, сейчас происходит по всему миру.

Например, твой сосед может выстрелить в тебя, мотивируя это тем, что ты принадлежишь к другой религии.

Фото Андрея Заржецкого

А другая метафора, которая представляет музыку – это как раз скрипка, потому что на скрипке можно играть и классику — такое христианское направление, и клезмер — это как евреи играют, и восточная музыка — как играют мусульмане. И я черпал вдохновение из этих трех традиций. Я исполнял этот концерт в Москве, Петербурге с российскими музыкантами. Очень надеюсь, что у меня будет возможность и для вас это сыграть.

– Когда вы рассказываете о Сараево, о югославской войне, вы чувствуете, что это может что-то изменить в мире?

– Очень жаль, что музыка не может многого изменить, потому что, если бы музыка могла, мир стал бы намного лучшим местом. Но вы все-таки можете отправить некий посыл этому миру, и, возможно, кто-то его услышит.

– Сейчас, когда в мире так много ограничений и социальной дистанции из-за пандемии, чувствуете ли вы это на своих концертах?

– На прошлой неделе я был в Мексике, а Мексика – это минус 7 часовых поясов, по сравнению с Белградом, а здесь, в Сибири – плюс 6 часовых поясов. То есть оркестр такой немножко… ну, сами понимаете, да? Но приятно понимать, что есть возможность все-таки исполнять музыку. И я очень надеюсь, что в следующем году музыка вернется в концертные залы.

Я играл 120-150 концертов в год, и для меня COVID-19 стал возможностью приостановиться на год, на полтора. Поэтому я не жалуюсь, было даже хорошо.

У меня есть небольшой сад в Белграде, я выращивал овощи, картошку, помидоры. Работал в студии, что-то писал. Для всех нас это было время, чтобы немножко приостановиться и подумать. Я считаю, никто не потратил это время зря.

Фото Андрея Заржецкого

– Ваши поклонники находят в вашей музыке то, что их волнует, а что сейчас волнует вас, какие темы для вас наиболее актуальны?

– Я изучал философию, если вы знаете, еще в коммунистические времена. А при коммунизме, если вы изучаете философию, вы в какой-то момент становитесь профессором марксизма. Я избежал этой участи – быть профессором марксизма. Я не думаю, что я задаю какие-то особые вопросы, и не жду на них глобальных ответов. Изучая философию, вы понимаете, что вы учитесь задавать больше вопросов, но не ожидаете при этом каких-то ответов. Я очень рад не быть профессором философии.

Я не очень хорош в том, чтобы учить кого-либо чему-либо. Я просто рад писать музыку, путешествовать по миру и представлять ее публике.

Работа придает смысл всему.

– Почему в России все так любят балканскую музыку?

– Вы, несомненно, понимаете, что Сербия воспринимает Россию как большого брата. Мы все о вас знаем, мы знаем русские слова, композиторов, писателей, поэтов, всю историю. Но русские не так много знают о сербах, и для меня большая радость представлять небольшую часть нашего балканского наследия. Общее между нами то, что мы считаем, что музыки всегда недостаточно, если это только музыка. Нужно еще немножко такого сумасшествия. Я думаю, общее между нами – это то, что мы иногда нуждаемся в этом легком сумасшествии. 

Справка. Горан Брегович – музыкант и композитор, родился в столице бывшей Югославии Сараево 22 марта 1950 года. Автор музыки ко многим фильмам, в том числе к трем фильмам Эмира Кустурицы – «Время цыган» 1988 года, «Аризонская мечта» 1993 года и «Андеграунд» 1995 года. Автор саундтрека к фильму «Королева Марго» Патриса Шеро и «Борат» Ларри Чарльза. 

В марте 2015 года Горан Брегович выступил в Крыму, после чего власти Украины отменили его концерты в Киеве и запретили ему въезд в страну.

Горан Брегович и Эмир Кустурица не общаются много лет, тем не менее, в феврале 2015 года выступили вместе на сцене Кремлевского дворца в Москве.

Похожие новости
24.01.2022 ОБЩЕСТВО

По обращению детского омбудсмена Надежды Болтенко Роспотребнадзор организовал проверку в детском саду № 7 Новосибирска «Городок детства» в Заельцовском районе. Родители дошколят сняли кадры из кухни, где по кухонному столу маршируют рыжие усатые тараканы. Но проверка показала, что следов насекомых на пищеблоке нет.

Новости
Больше новостей
Новости районов
Больше новостей
Новости партнеров
Больше новостей