Новосибирск 1.1 °C

«Частушка» и «Частушечка» семьи Гайдуковых

03.06.2008 00:00:00
«Частушка» и «Частушечка» семьи Гайдуковых
Дело Геннадия Заволокина продолжается. Его передача «Играй, гармонь» до сих про радует всех, кому дороги гармонь и народное творчество. В этом году Геннадию Дмитриевичу исполнилось бы 60 лет. Кто же сегодня продолжает его дело? Конечно же — и об этом «Советская Сибирь» писала, — его дети и ансамбль «Частушка», который постоянно гастролировал с ним и принимал участие в съемках программы. Этот ансамбль создал Геннадий Заволокин еще 20 лет назад.



Сначала он сам был музыкальным руководителем, потом попросил заменить его на этом посту музыканта Владимира Гайдукова. Ведь Владимир работает в ансамбле почти со дня его создания и всегда помогал Геннадию Дмитриевичу.

Владимир Гайдуков — лауреат всероссийских и международных конкурсов, композитор, концертмейстер и один из лучших баянистов России. Начал работать с Геннадием Заволокиным в 1987 году и по сей день остается музыкальным руководителем ансамбля «Частушка».

Владимир — очень увлеченный человек: о своей работе может рассказывать часами. Он настолько поглощен заботами об ансамбле, что в его голове постоянно звучат песни: во время нашего разговора он так часто начинал петь, пытаясь как можно более наглядно показать ту работу, которую они делают, что хотелось запеть вместе с ним — подхватить эти душевные слова о гармони и широте русской души. На встречу Владимир пришел не один, а с дочкой Настенькой. Оба такие рыженькие, как солнышко, и счастливые! Папа — баянист, дочка — маленькая заводная первоклашка. И начинающая солистка…

— Настенька у нас тоже выступает. Это Анастасия Заволокина придумала, чтобы наших деток на сцену вывести. Нас в ансамбле 9 человек, а ребятишек — 18. Кто-то еще совсем маленький, поэтому не поет, но на сцену выходит. Просто постоять, посмотреть, где-то подпеть. А дети постарше поют вместе с нами, взрослыми, а иногда и — вместо. Недавно на репетиции даже слова нам подсказывали. Детский ансамбль мы назвали «Частушечкой». Мы ребятишек наших уже и в Кремль брали — на концерт, посвященный двадцатилетию ансамбля и пятнадцатилетию российского центра «Играй, гармонь».

Гармонь в руки Владимир взял еще в детстве, потом перешел на баян, да так и несет его по жизни весело, с задором и улыбкой. В семье маленького Вову всегда окружала музыка. Его отец и оба крестных играли на гармони и баяне, поэтому неудивительно, что уже в 5 лет мальчику купили собственную гармонь: «Пришли мы с папой в магазин, он говорит: выбирай, какую. А там были синенькая и красненькая. Я выбрал красненькую, уж очень она мне понравилась!».

Родился Владимир под Рязанью, недалеко от села Константиново, откуда родом Есенин. Только сейчас, говорит он, начал понимать, откуда вся эта лирика. Что все-таки есть она — творческая и духовная связь с тем местом, где ты появился на свет…

— Крестная моя — «маманя» — выходила на улицу и играла на гармошке, да так, что вся деревня собиралась послушать. Тогда люди были другие — открытые, чистые… Больно смотреть, что сейчас деревня вымирает. Недавно вместе с мамой ездили на родину. Страшно. Много деревень исчезло, как в войну. Была деревня, и нет, только брошенные дома, одни трубы от печек торчат. Никого нет.

Когда Володе было шесть лет, они всей семьей переехали в Прокопьевск, потому что в Сибири на тот момент жить было проще: «Я знаю, многие ездили в Москву, только чтобы продуктов купить, ведь тогда ничего не было в магазинах. А гармони были! Зато в наше время — зайдите в магазин — нет гармоней! У нас многие спрашивают, где купить гармонь, а я говорю — только под заказ. Раньше с этим никогда проблем не было».

О музыкальной школе Владимир никогда не помышлял, а один раз, когда сидел и играл около дома, подошла женщина и говорит: «Не хочешь в музыкальную школу поступить? Запиши телефон, надумаешь — позвонишь». Позвонил. Поступил. Крестный тогда подарил ему свой баян. Так и началась карьера баяниста.

— Нужно, чтобы педагог тебя заинтересовал, зажег. Чтобы он дал тебе какую-то вещичку, которую ты бы хотел разучить, прямо загорелся ей, — объясняет Владимир. — Поначалу ноты я обходил стороной. Мне преподаватель показывал, наигрывал, а я домой приходил и сам повторял по памяти. Потом на уроке играл, а когда произведения усложнились, выяснилось, что нот-то я не знаю… Начал учить музыкальную грамоту и играть по нотам.

После школы поступил в музыкальное училище. На протяжении четырех лет учебы ездил на разные конкурсы. Потом поступил в Новосибирскую консерваторию: «Годы учебы в консерватории научили меня в первую очередь жизни. И учились мы не так, как сейчас. Мы приходили в 6 утра, занимались до лекций, на лекциях и после. И так каждый день, а иначе нечего делать в консерватории!».

С Геннадием Заволокиным Владимира свела сама судьба. По-другому и не скажешь. Ведь встретились они совершенно случайно в фойе оперного театра, и Геннадий Дмитриевич предложил сотрудничество. На тот момент Владимир со своим другом Сергеем Ларионовым выступили на телевизионном конкурсе «Товарищ песня», где их и заметил Заволокин.

Так началась работа Владимира в ансамбле «Частушка».

Сегодня он счастлив именно особой, «сверхтворческой» составляющей своей работы:

— Я мог бы, как и все академические музыканты, концертировать, играть классическую музыку, но я выбрал для себя другое. В нашей музыке, музыке ансамбля «Частушка», есть такая изюминка, которая неподвластна академическим музыкантам. Это творческая лаборатория, как любил говорить Геннадий Заволокин. Моя задача заключается в том, чтобы помочь своими выразительными средствами создать песню. Например, когда создавалась песня «Батюшка», нужны были церковные обороты в музыке — это моя задача. Для меня общение с Геннадием Дмитриевичем — обретение громадного опыта. Когда его не стало, вся музыкальная сторона — работа в студии, аранжировка — все это перешло к нам. Все мы поддерживаем Анастасию, говорим ей, что все в наших руках: все, что мы можем, все, что знаем, все сделаем так, как надо! Так, как это сделал бы её отец. Настя тоже пишет песни, хорошие, душевные песни-долгожители. Вообще у нас в группе многие пишут. Мы и музыканты, и сочинители текстов, и организаторы. Настя нас ведет, а наша задача — помогать ей во всем!

Мой собеседник рассказывает об Анастасии Заволокиной, а я смотрю на Настеньку Гайдукову. Она совсем заскучала, поэтому пришло время поговорить с ней.

— Настя, тебе нравится петь?

— Да!

— Тоже будешь, как папа, на баяне играть?

— Нет! Я на пианино играю.

— Нравится с папой выступать на сцене?

— Да, нравится песни петь и частушки. Я и дома, и в школе пою.
— Спой любимую частушку. Можешь?

— Конечно! Ты играй, играй гармонь, растяни мехами! / Мне пока что рановато знаться с женихами…

Я сразу же представила маленькую задорную солистку на сцене, в сарафане, с микрофоном и в окружении «женихов». Вот уж воистину — маленькая, да удаленькая. И потом, правильно говорят — все рыжие счастливые. В данном случае, что родилась в творческой, богатой талантами семье.

— Владимир, что для вас сцена?

— Сцена — это необъяснимо! Когда выходишь к залу, остаешься со зрителем наедине. Это как дуэль, либо они тебя принимают, либо нет. А ты делаешь все для того, чтобы они тебя приняли, полюбили. И нет разницы, где выступать, хоть в Кремле, хоть в сельском клубе. Люди-то одни и те же. Людям надо дать то, что ты знаешь и умеешь. И я счастлив! У меня судьба интересная. Мы объездили почти всю Россию — от Калининграда до Дальнего Востока. Но Новосибирск ни на что не променяю! Этот город сыграл огромную роль в моей жизни: здесь я поступил в консерваторию, именно этот город познакомил меня с Геннадием Заволокиным, здесь я встретил свою любовь… Здесь родилась моя дочка.

В 1986 году в Туле Владимир в дуэте с Сергеем Ларионовым заняли второе место на Третьем всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах. Они играли «Волшебную флейту» Моцарта. Классика на баяне, спросите вы? Да, классика на баяне! Потом был десятилетний перерыв между конкурсами, но в это время было очень много выступлений и гастролей. А в 1996 году ансамбль «Частушка» получил первую премию и звание лауреатов Открытого международного конкурса. На что Геннадий Дмитриевич сказал: «Я и не сомневался!».

— Двадцать лет для ансамбля — большой срок! Мне посчастливилось, что я здесь с самого начала. Надо продолжать, — итожит наш разговор Владимир Гайдуков. — Нужно всегда оставаться верным своему делу — народному баянному творчеству, русской гармони. Тем более, что у истоков их второго рождения стоял Геннадий Дмитриевич Заволокин.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: